«Изменения с человеком случаются именно в тот момент, когда человек перестает бороться с собой, оставляет попытки преодолевать себя и признает всю полноту того, кем он является в настоящий момент времени. Другими словами, если быть тем, кто ты есть в данный момент времени, а не казаться кем-то, кем ты не являешься, то происходят изменения.»
Феномен, названный «теорией парадоксальных изменений» объяснил в своей статье Арнольд Бейссер. Собственно, вся его жизнь – отражение этой теории: будучи прикованным к инвалидному креслу после несчастного случая он находит в себе силы жить яркой и полноценной жизнью, несмотря на существующие физические ограничения.
Арнольд Бейссер не только преуспевал во врачебной практике как врач-психиатр, но и был успешным профессиональным теннисистом. А в возрасте двадцати пяти лет судьба его резко дает крюк, и он заболевает полиомиелитом. Он становится полностью обездвижен, прикован к кровати. Первые несколько лет Арнольд отчаянно не сдается и всеми силами, физическими нагрузками пытается поставить себя на ноги. Но попытки его безуспешны. Арнольда захлестывает отчаяние и депрессия. Он начинает горевать по тому, что уже не случится в его жизни никогда.Так, постепенно, к нему приходит принятие той ситуации, в которой он находится в настоящий момент, а за принятием – мысль:
Ладно, я обездвижен и парализован. Это факт. Но что я теперь могу из этого – парализованного – состояния, что мне по-прежнему доступно?.
А далее с ним случается то, что американские сценаристы назвали бы хэппи-эндом: он женится по взаимной любви на женщине, которая за ним ухаживала, успешно работает в госпитале в Калифорнии, продвигается по карьерной лестнице и выводит обычную психиатрическую клинику на престижный уровень.
Эти успехи в жизни Бейссера стали возможными только после четкого понимания того, кто он есть на самом деле – ограниченный в физических возможностях человек, но по-прежнему врач-психиатр.
Как эта теория работает?
Мы затрачиваем огромное количество сил, чтобы создавать идеальный «образ себя» для окружающих (но на самом деле не являться таковыми), стараться презентовать себя миру наиболее привлекательной стороной. Если не заниматься этой борьбой, то высвобождается большое количество энергии, которую можно направить на обустройство и повышение «комфортабельности» своей жизни в тех условиях, которые есть сейчас, ничего в них не меняя.
То есть, принять себя – это признать существующие раздирающие противоречия, собрать разноголосые части личности, которые спорят между собой, и побыть в этом противоречии: «Я одновременно хочу уметь говорить по-французски и не хочу тратить время на изучение языка. И всё это – Я».
И это непростая работа – не критикуя себя, не виня, позволить себе ощущать внутренние разнонаправленные импульсы желаний, просто потому что это именно то, что с Вами и происходит на самом деле. Когда все же человек осмеливается сказать себе правду про себя, тогда он перестает себя мучить, и у него появляется энергия на поиск решения. А какое именно будет решение - не может заранее знать ни один специалист, потому как совсем не в этом состоит его профессиональная обязанность.
В общем, исход может быть самым разным. Главное, что это будет осознанное решение, основанное на истинных желаниях.
Именно поэтому контракт, заключенный между психологом и клиентом на первой встречи, не всегда соблюдается до самого конца. Условия такого контракта вечно претерпевают те самые парадоксальные изменения.
И чем больше клиент узнает себя, тем вероятнее, что в конце встреч с психологом он обнаружит в себе приятные перемены, но в каком-то другом, «незапланированном» направлении.
Но, всё же, важно уточнить: некоторые изменения возможны только через усилия и через осуществление волевых процессов. Теория Бейссера становится полезной лишь тогда, когда человек действительно перепробовал все возможные средства достижения цели. Важно вначале рискнуть, отважится действовать, а затем позволить себе принять свои попытки, если они не увенчались успехом, чтобы высвободить энергию для поиска решения, парадоксально отличающееся от первоначального замысла.
Молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера как нельзя лучше передает смысл теории парадоксальных изменений:
«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого.»