Статья проверена, медицинская информация верна
Команда авторов медицинского
центра «XXI Век»
Ринолалия или "носовая речь" (гнусавость) — это расстройство звукопроизношения. В структуре дефектов речи ринолалия встречается наиболее часто, особенно у детей дошкольного возраста.
При ринолалии нарушается воспроизведение звуков, изменяется тембр голоса. Все это происходит на фоне врожденной особенности развития — расщелины верхней губы, твердого и мягкого нёба. Сам термин состоит из двух греческих слов “ринос” и “лалия” — речь и нос. Носовой оттенок голоса, неправильное выговаривание отдельных звуков в народе называют гнусавостью.
Болезнь связана с аномальным строением верхней челюсти и всего речевого аппарата. Непосредственная причина проблем — отклонение струи воздуха в верхних дыхательных путях от нормального направления. При движении по ним произносимые звуки сильно искажаются, особенно звонкие [м], [н] и гласные.
В школе ребенку с таким расстройством трудно осваивать как устную, так и письменную речь, грамматику, поэтому неизбежно появляются различные психологические проблемы.
Логопеды Центра предлагают максимально раннюю коррекцию звукопроизношения. При настойчивом лечении успех приходит обязательно.
Причины ринолалии
С самого рождения дети с расщелинами нёба вынуждены адаптироваться к своей особенности. Происходит такая адаптация инстинктивно:
- Язык смещается кзади и кверху, чтобы прикрыть дефект и сузить вход в дыхательные пути. Постепенно ребенок привыкает к такому положению языка и не пытается его исправлять. Качество речи при этом существенно меняется, т.к. воздух при разговоре через рот практически не проходит.
- Нарушаются природные движения языка. Он остается прижатым к нёбу, вместо того чтобы помогать выговаривать звуки. Подвижным остается только кончик языка, который не согласуется с работой лицевых мышц, несмотря на их полную сформированность.
- Мимические и жевательные мышцы лица сокращаются очень вяло, остаются как бы заторможенными. Не справляется со своими функциями и маленький нёбный язычок, хотя именно он регулирует поток поступающего в ротоглотку воздуха.
- Недостаточно развиваются и нервные окончания. Из-за наличия анатомического дефекта нёба они оказываются укороченными, не прорастают в необходимом количестве сквозь мышечную ткань. Мягкое нёбо получается парализованным, почти обездвиженным.
Причина ринолалии может быть и приобретенной. Большое число нервных окончаний разрушается при операциях на ЛОР-органах — при удалении аденоидов, полипов носа, коррекции искривлений перегородки носа и травм. В этих случаях значительно нарушается носовое дыхание. Воздух в нос практически не попадает.
При неудаленных аденоидах тоже появляются симптомы ринолалии. Аденоидные разрастания изолируют полости рта и носа друг от друга, поэтому ребенка с нелеченной ЛОР-патологией можно узнать по явно гнусавому оттенку голоса.
Изредка ринолалия бывает наследственной. При детальном расспросе пациента выясняется, что у родственников имеются аналогичные аномалии строения лица.
Расщелины нёба чаще всего формируются на ранних сроках беременности как первичные мутации в генах. Им способствуют:
- перенесенные матерью инфекции в малых сроках гестации, особенно вирусные;
- хронические инфекции, передающиеся половым путем;
- профессиональные или бытовые контакты с агрессивными химическими веществами (лаками, красками, растворителями);
- употребление алкогольных напитков и курение во время беременности, наркотическая зависимость;
- неблагоприятные условия внутриутробного развития при хронических воспалительных процессах у матери, после неоднократных абортов;
- возраст родителей после 40 лет.
Разновидности
Клинические формы ринолалии зависят от сообщения носовой и ротовой полости. Различают 3 основных типа нарушений — открытый, закрытый и смешанный.
Открытая ринолалия
При таком варианте нарушений какие-либо препятствия между двумя полостями отсутствуют, поэтому струя воздуха по время разговора выходит как изо рта, так и из носа. Из-за резонанса звуковых волн голос становится гнусавым.
Такой механизм ринолалии характерен для врожденных расщелин нёба. Основные признаки открытой ринолалии:
- Логопедические дефекты — невозможность правильно выговорить целый набор звуков.
- Трудности во время кормления у малышей и при пережевывании пищи в более старшем возрасте. С первых часов жизни появляется проблема — ребенка не удается накормить, потому что молоко изо рта попадает в нос. Кашель, поперхивания, изменение цвета кожи с розового на голубоватый при сосании — обычные признаки аномалии.
- Необычная мимика при разговоре. При врожденном дефекте нёба мышцы лица изначально развиваются неправильно. Они более слабые. При общении с таким человеком окружающие замечают, что собеседник гримасничает — у него появляются непроизвольные сокращения мышц, которые вызывают ощущение неестественности, наигранности эмоций. Такие “гримасы” помогают произносить трудные звуки.
Отдельный вид открытой ринолалии — ее функциональный подтип. Гнусавость голоса проявляется непостоянно, при истерическом типе личности. Во время истерических припадков она выражена максимально, а в спокойном состоянии бесследно проходит.
Естественная реакция на наличие дефекта — психологический дискомфорт как для самого человека с аномалией, так и для его окружения, избегание длительного общения. Дети растут замкнутыми, погруженными в собственные мысли, отказываются участвовать в общественных мероприятиях, посещать людные места.
На фоне врожденных особенностей развития иногда выявляются различные отклонения в психическом состоянии — легкие варианты умственной отсталости, неврологические нарушения (дрожание рук, некоординированные движения, навязчивые действия).
Закрытая ринолалия (ринофония)
Доступ для воздуха в полость носа при этой форме заболевания затруднен. Слова звучат глухо, как при сильном насморке. При внимательном обследовании обнаруживаются также признаки астении (хронической усталости), трудности с засыпанием, повышенная раздражительность, несдержанность эмоций.
Расстройству сопутствуют:
- Стоматологические проблемы — аномалии зубочелюстного аппарата, например, малые размеры верхней челюсти, широкие промежутки между зубами, неправильный прикус.
- Недоразвитие грудного скелета — килевидная грудная клетка, выраженный сколиоз, связанные с ними нарушения дыхания, частые инфекции и воспалительные процессы в дыхательных путях.
- Умеренное отставание в речевом развитии, запоздалое появление фразовой речи. Одновременно наблюдаются расстройства нервной системы — тики, параличи, частые головные боли.
- Психологические проблемы — ребенок стесняется своего хриплого голоса, старается отмалчиваться или общаться жестами. Такое поведение входит в привычку и мешает дальнейшей жизни в обществе.
Закрытая ринолалия бывает двух видов:
- Органическая — с анатомическими дефектами в носо- и ротоглотке, например, при искривлении перегородки носа.
- Функциональная — связанная с повторными простудами и аллергической настроенностью организма. Частый насморк, заложенный нос вызывают привычную ринофонию.
В обоих случаях ребенок привыкает к своей гнусавости. Даже при отсутствии насморка или после коррекции носовой перегородки он продолжает произносить звуки неправильно.
Смешанная форма
Звуки произносятся неправильно при одновременном существовании причин открытой и закрытой ринолалии. Так например, речь становится невнятной и гнусавой при полипах носа, искривленной перегородке (случаи закрытой ринолалии) и неглубокой расщелине твердого нёба (а это уже открытый вариант дефекта).
Логопеды Медицинского Центра выявляют точную причину аномального звукопроизношения и предлагают пациентам индивидуальную программу коррекции.
Симптомы ринолалии
Клинические признаки зависят от формы ринолалии. Общие для всех разновидностей заболевания симптомы — это:
- Нарушенная речь, ее носовой оттенок. Степень выраженности патологии соответствует величине анатомического дефекта, давности болезней ЛОР-органов.
- Повышенная заболеваемость сезонными респираторными инфекциями. При аномальном строении верхних дыхательных путей нарушаются природные механизмы согревания воздуха. В легкие он попадает холодным. Постоянное раздражение непрогретой воздушной струей вызывает хронические воспалительные процессы в бронхах и легких.
- Формирование различных психологических комплексов. Нарушается общий эмоциональный фон. Дети с дефектами речи обидчивы, плаксивы, плохо уживаются в детском коллективе, считают, что к ним все относятся предвзято. Подростки ведут себя замкнуто, сложно идут на контакт со взрослыми.
- Частые задержки психического развития. Из-за болезней дыхательной системы организм недостаточно снабжается кислородом. К гипоксии наиболее чувствительны мозговые клетки. Неслучайно при коррекции речевых нарушений логопед обращается за помощью к врачу - неврологу, психиатру, психологу.
Совместные усилия нескольких специалистов обычно оказываются полезными и эффективными. Комплексное воздействие улучшает прогноз заболевания, устраняет сопутствующую патологию.
Диагностика ринолалии
Диагностикой ринолалии занимается группа специалистов. В нее входят:
Каждый врач назначает свой комплекс обследований. Обязательно проводятся:
- фарингоскопия — осмотр ротоглотки на предмет наличия врожденных аномалий мягкого и твердого нёба;
- риноскопия — осмотр полости носа для выявления хронических воспалительных процессов;
- функциональные пробы для выявления вибрации язычка и носовых костей (пробы с зеркальцем, пушинкой, ваткой, касанием пальцами носа и .д.).
Дополнительно при необходимости назначаются:
- электроэнцефалография для обнаружения очагов патологической активности головного мозга;
- рентгенография или магнитно-резонансная томография челюстно-лицевой области для уточнения состояния придаточных пазух носа, аномалий зубного прикуса;
- ультразвуковое исследование при сопутствующей патологии внутренних органов;
- психологические тесты для определения необходимости психокоррекции и сеансов психотерапии.
Лечение ринолалии
Объем терапии зависит от причины патологии:
- при органических формах устраняется врожденная или приобретенная причина, связанная с анатомическими особенностями пациента;
- при функциональных нарушениях основное место отводится физиотерапии и логопедическим упражнениям.
Логопедическая работа с ребенком проводится совместно с его родителями. Именно им необходимо заниматься дома, закреплять навыки, полученные на индивидуальных занятиях с логопедом.
Коррекцией ринолалии занимаются все специалисты, участвовавшие в диагностике заболевания. Логопед:
- обучает приемам речевой и дыхательной гимнастики;
- проводит логопедический массаж;
- стимулирует развитие мелкой моторики;
- отрабатывает до автоматизма произношение гласных и согласных звуков;
- согласовывает речь с дыханием.
Психотерапевт и психолог устраняют эмоциональные и поведенческие расстройства, предлагают обучиться способам рациональных взаимоотношений в семье и детском коллективе, объясняют, как избегать стрессовых ситуаций и конфликтов. ЛОР-врач лечит воспаление в носу и придаточных пазухах. Стоматолог при нарушенном прикусе назначает лечение коррекционными каппами или специальными аппаратами.
Ринолалия — проблема, которая касается здоровья всего организма, и она требует коррекции. Результат лечения зависит от тяжести исходных нарушений, возраста пациента, его физического и психического развития. При совместных усилиях ребенка, его родителей и специалистов Медицинского Центра результат получается оптимальным.
Список литературы:
- Кащенко У.Д. Влияние врожденных расщелин нёба на физическое и речевое развитие ребенка. // Мировая наука, №7(40), 2020.
- Соломатина Г.Н. Трудности общения со сверстниками у детей с открытой ринолалией. // Коррекционно-педагогическое образование, 2019, №4(20).