Первые признаки раннего детского аутизма, также известного как синдром Каннера, могут проявляться уже в младенческом возрасте. Дети с этим синдромом испытывают трудности в установлении социальных связей, которые обычно выражаются через взгляд, мимику или жесты. Они также могут быть замкнутыми и иметь недостаточно развитые доязыковые и языковые навыки.
Согласно статистике Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2013 году распространенность аутизма среди детей в России составляла 1 % от общей детской популяции.
В статье мы расскажем, почему появляется синдром, как проявляется и можно ли улучшить состояние ребенка.

Расстройства аутического спектра (РАС), в число которых входит и детский аутизм, являются патологиями центральной нервной системы. В большинстве случаев врожденные нарушения в поведении заметны в первые месяцы или годы жизни. Примечательно, что в возрасте старше пяти лет случаев развития раннего детского аутизма (РДА) не выявлено.
Впервые исследование заметно отличающихся от своих сверстников детей провел американский психиатр Лео Каннер. В своей работе, опубликованной в 1943 году, он выделил три характерных симптома, определяющих синдром.
Проявления детского аутизма по Каннеру:
Каннер описал поведение 11 малышей, трое из которых к 4–5 годам вообще не умели говорить, а у остальных навыки речи были слабо развиты. Наблюдаемые игнорировали находящихся рядом людей, не шли на контакт, впадали в тревогу, если игрушки перекладывали с привычного места на новое, не стремились разговаривать, даже если умели. Их поведение заметно отличалось от поведения малышей, страдающих известными в то время психическими расстройствами, поэтому психиатр выделил синдром в отдельное заболевание.
Классификацию РДА, которая помогает определить метод психолого-педагогической помощи, в общей форме проводят по уровню развитости интеллектуальных способностей маленьких пациентов. При типичности признаков и схожести расстройств психического развития дети различаются уровнем интеллекта. Исходя из этого, принято выделять низко и высокофункциональных детей с аутизмом. Способность к решению интеллектуальных заданий играет не последнюю роль в возможности развития социальных навыков.
По классификации английского врача-психиатра Лорны Винг, различают группы по характеру нарушения социального взаимодействия:
Позднее Винг добавила к вышеназванным трем группам четвертую, формальную. Пациенты этой группы охотно ищут общения, идут на контакт сами, но делают это формальным, высокопарным образом.
Согласно клинико-психологической классификации, выделяют четыре группы пациентов, разделяя их по характеру и степени первичных расстройств и нарушений взаимодействия с внешней средой.
Рассмотрим эти типы подробнее.
Признаком этого состояния является глубокая аутичность детей. Они максимально отрешены от окружающих явлений и людей. Им типично полевое поведение, когда поступки обусловлены не потребностями и целями, а влиянием внешней среды.
Одним из симптомов является нетерпимость прикосновений, непереносимость взгляда глаза в глаза. Младенцы не реагируют на грязные, мокрые пеленки, игнорируют жизненно важные потребности.
Малыши постарше не разговаривают, бесцельно ходят по помещению, периодически слегка касаясь предметов. У них отсутствуют жесты, мимика, нет желания идти на контакт. При попытках привлечь их внимание или заинтересовать сопротивляются, но не злясь, а уходя от нежелательного общения. Когда их оставляют в покое, сразу успокаиваются.
Несмотря на явную отрешенность от происходящего, многое понимают и замечают, родственники таких детей отмечают, что от них невозможно что-то спрятать или скрыть.
Собственная активная речь отсутствует, на обращенные к ним слова реакция переменная: временами теряются при прямом обращении и не понимают, чего от них хотят, временами – адекватно воспринимают информацию из разговоров окружающих. Отличают родственников от посторонних людей, с близкими могут идти на краткий тактильный контакт.
Поведение таких детей отличается стереотипностью и монотонностью, они могут подолгу сидеть на подоконнике, рассеянно наблюдая за происходящим на улице.
Если говорить о способности к адаптации к окружающей среде, то ребенок первой группы жестко пресекает любые контакты, стремится сохранить постоянство, к которому привык. Такое поведение замедляет психическое развитие, не дает сформироваться жизненному опыту.
Ранний детский аутизм у малышей второй группы проявляется активным негативизмом. Для них типичны простейшие формы общения с окружающими, «друга» выбирают фиксировано и избирательно. Ребенок может быть сильно привязан к близким, во взрослом он видит гарантию стабильности своего существования. Это выражается постоянной потребностью в присутствии матери или другого близкого человека, протестом при попытке разлучить их.
Выражению лица таких детей присущ страх, испуг, они опасаются всего нового, непривычного. Избирательны в еде, местах для прогулок, в более старшем возрасте маршруте в школу. Резкие перемены или неопределенность могут спровоцировать приступ агрессии или самоагрессии.
Для них характерны стереотипные моторные движения (взмахи руками, повороты головы, перестановка предметов). В привычной спокойной обстановке способны освоить бытовые навыки, но при изменении условий последние не сохраняются.
Используют речь, чтобы что-то попросить, но шаблонно, о себе говорят во втором или третьем лице. Им присущи стереотипные речевые действия – повторение одного и того же слова, фразы. Многократное повторение действий или слов помогает таким малышам успокоиться, защитить психику от негативных внешних воздействий.
Психическое развитие искаженное, в стереотипных моментах могут развиться исключительные способности (рисование, пение, счет), но на практические задачи эти таланты не распространяются. Представление об окружающем мире ограниченное, фрагментарное, а полученные знания не используются ребенком в реальной жизни.
В плане взаимодействия с внешним окружением дети второй группы сосредоточены на формировании личной избирательности. Они контактируют с окружающим миром, но большую часть опыта воспринимают как негативную. В итоге стереотип жизни формируется в виде ограничений и защиты, а не системы связи с внешними явлениями, что мешает дальнейшему развитию.
Стоит отметить, что у этих первых двух групп детей симптомы ближе всего к классическим признакам детского аутизма.
Третью группу детей отличает ограниченное, но достаточно сложное поведение и общение с окружающими. Формально их действия можно назвать целенаправленными, но они выполняют лишь те задачи, с которыми гарантированно справятся. Они стремятся к успеху и не нуждаются в неудачном опыте. Интеллектуальные способности могут поражать в областях, связанных со стереотипными интересами этих ребят, но представления о других сферах жизни зачастую фрагментарны.
Стереотипность выражается не столько в сохранении стабильного окружения, сколько в неизменности собственных действий. При попытке заставить отказаться от своих планов реагируют агрессивно, демонстрируют окружающим экстремальную конфликтность.
Речь развернутая, грамматически правильная, хороший запас слов позволяет строить развернутый монолог, но построение фраз шаблонное. Ведение диалога вызывает трудности, собеседники таким детям не нужны.
Для третьей группы типичны проблемы в быту, общая неуклюжесть и физическая неловкость. Социальное развитие проблематично из-за наивности и прямолинейности, неспособности понять другого человека.
Отличительной чертой этих детей является стремление к негативным впечатлениям, что проявляется в рисунках, разговорах о каких-то страшных явлениях. Асоциальные фантазии помогают ребенку получить контроль над явлением, напугавшим его, а повторение одного и того же неприятного рисунка или рассказа доставляет удовольствие.
Могут учиться в обычной школе по общей программе, но нуждаются в постоянном профессиональном сопровождении.
Для третьей группы в плане контакта со средой типичен радикальный подход в достижении цели при неопределенных условиях. Пациенты способны относительно спокойно перенести резкие изменения обстоятельств, что исключено для аутизма первых двух групп. Но действовать по программе, отличающейся от той, что, по их мнению, единственно правильная, такие дети не умеют, что тормозит психосоциальное развитие.
Четвертую группу можно характеризовать как высокофункциональных детей с синдромом Каннера. При грамотной коррекции именно эта группа показывает наилучшую динамику и перспективный прогноз дальнейшей социализации и психического развития.
Детей отличает робость, ранимость, тревожность, они сами стремятся к контакту, но при появлениях первых признаков дискомфорта сразу же уходят от общения. Только пациенты этой группы активно пытаются начать диалог, как речевой, так и действенный, хотя дается им это сложно. Ищут общения с близкими, нуждаются в помощи и одобрении.
Острая потребность в поддержке взрослого вытекает в зависимость: дети боятся поступить неправильно, легко пугаются при изменении обстоятельств, теряются, если что-то не получается. Если прекращается контакт с близким или взрослый высказывает недовольство, ребенок становится возбужденным, импульсивным. Потеря эмоциональной поддержки от близкого человека способна спровоцировать у малыша регрессию вплоть до симптоматики второй группы.
Интеллектуальное развитие идет с равномерным отставанием, которое выражается задержкой речевого развития, фрагментарностью представлений о внешнем мире, ограниченностью фантазии. В физическом плане наблюдаются проблемы с моторикой, трудности с бытовыми навыками, координацией движений.
При общении с другими людьми малыши быстро устают, им сложно удержать внимание на речи постороннего. Навыки, полученные при стабильных условиях, теряются при изменении внешних обстоятельств.
Адаптация к внешнему миру при такой форме аутизма выражается в поддержании эмоциональной связи с близким и следовании установкам, которые транслирует выбранный взрослый. Вместо того, чтобы учиться приспосабливаться к ситуации, развивать собственную индивидуальность, ребенок живет по правилам другого человека. Все это мешает развитию психики.
Причины развития детского аутизма до конца не определены, предположительно, в основе лежат генетические дефекты. Заболевание передается по наследству чаще, чем любое другое психоневрологическое расстройство. Наследственный фактор подтверждается тем, что однояйцевые близнецы в 90 % случаев заболевают оба, тогда как у двуяйцевых с диагнозом чаще всего рождается только один младенец.
К факторам риска развития нарушения в раннем возрасте относят:
Признаки синдрома появляются в возрасте до 3-х лет, чаще заболевают мальчики, чем девочки. С возрастом проявления дефекта изменяются, но само нарушение остается с пациентом на всю жизнь
Типичные симптомы болезни:
Посторонним поведение таких детей кажется странным, они могут издавать однотипные звуки, раскачиваться из стороны в сторону, играть с предметами, которые для игры совершенно не подходят. Они не радуются, когда видят членов семьи, их улыбки никому не адресованы,
Если в первые месяцы жизни младенец негативно реагирует на тактильные контакты, не любит, когда его берут на руки, не различает близких людей и посторонних, то это повод обратиться к детскому психиатру. Заболевание требует постоянного наблюдения и лечения, при тяжелых формах ребенок может получить инвалидность.
Диагностика синдрома Каннера проводится в несколько этапов. От качества и своевременности диагностической работы зависит возможность коррекции симптомов. При установке диагноза важны:
На первом этапе врач рассматривает актуальные проблемы ребенка с аутизмом, беседуя с родителями и изучая медицинские или психолого-педагогические документы (если малыш посещал учебные учреждения или консультативные центры). Также специалист наблюдает за ребенком в разных ситуациях (на прогулке, во время визита к врачу и т. д.).
На втором этапе проводят углубленную диагностику при помощи психологических тестов и опросников для родителей. Наиболее эффективным считается тест Autism Diagnostic Observation Schedule (ADOS), который проверяет навыки взаимодействия с окружающими, развитие речи и игровые способности. В сочетании с опросником для родителей Autism Diagnostic Interview-Revised (ADI-R), позволяющим описать поведение ребенка, тест помогает поставить точный диагноз.
Применять инструментальные методы проблематично из-за особенностей поведения малышей, поэтому МРТ, КТ или ЭЭГ назначают, только если подозревают сопутствующие заболевания.
Лечение аутизма предполагает длительную и постоянную работу родителей и врачей. Достаточно эффективных методов не существует до сих пор, но коррекция симптомов помогает обучить социальным навыкам детей с легким и средним течением болезни.
Методы лечения:
Лекарственные препараты при лечении аутизма назначают, если психологическая помощь не оказывает должного эффекта. Чаще всего это нейролептики для снижения агрессивности, корректировки поведения в социуме и дома. Подобрать лекарства может только специалист.
Госпитализация требуется только при тяжелом течении заболевания, чаще при сопутствующем психическом расстройстве.
Ранний детский аутизм неизлечим, но своевременная и профессиональная помощь способна значительно улучшить качество жизни пациента. Родителям особенных детей важно обеспечить дома спокойную комфортную обстановку.
Несколько правил поведения родителей:
Самое главное – принимайте уровень своего ребенка, терпение родителей вкупе с работой психиатра и других специалистов позволит достичь хорошего результата.
Аутизм – это разнообразная группа патологических состояний, обусловленных особенностями развития головного мозга. Он проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Хотя тяжелые формы аутизма встречаются редко, другие формы поддаются коррекции.
Родители детей с аутизмом должны понимать, что взаимодействие с миром для них может быть сложным. Важно ценить даже небольшие успехи ребенка. Несмотря на то, что при раннем вмешательстве можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент неизвестны методы, способные полностью излечить от аутизма.
Однако при появлении первых признаков отклонений важно обратиться к врачу. Чем раньше будет проведена диагностика, тем больше шансов на улучшение состояния.
Список литературы: