Перед тем как начать читать эту статью, задайте себе пару вопросов: «является ли Ваша семья идеальной и самодостаточной?», «находится ли Ваша семья в безопасности?», «хотите ли Вы сохранить семью и развивать ее».
В процессе воспитания мы все получаем от родителей «рецепты» создания семьи, но насколько качество этих рецептов оправдывает наши ожидания? Что означает понятие семья в современном представлении? Конечно, семья уже давно не является «ячейкой общества», основная функция которой определяется рождением и воспитанием «достойных членов общества». Это понятие гораздо глубже и определяется системой взаимодействий членов семьи между собой и с окружающим миром, направленных на гармоничное развитие каждого из них в отдельности и семьи в целом.
Семейная система находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой, поведение системы целесообразно и направлено на достижение определенных результатов. Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают, так или иначе, под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием только своих потребностей и мотивов. Принимая это утверждение, возможно рассматривать и решать возникающие проблемы любого человека с позиции его семейных отношений. Рассмотрим общие принципы семейных систем. Семейная система подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития (по А.Я. Варга, "Современная психотерапия").
Закон гомеостаза: всякая система стремится к постоянству, к стабильности.
Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Как показали исследования, благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних.
Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл.
Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию. Вместе с возрастом меняются и запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и соответственно саму семью. Рождение ребенка, смерть старого человека — все это существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия членов семьи друг с другом. Семья — как река, в которую никогда нельзя войти дважды.
Рассмотрим вариант типичного американского жизненного цикла семьи (Carter, McGoldrick, 1980).
Первая стадия — жизнь одинокого молодого человека, финансово практически самостоятельного, живущего отдельно от своих родителей. Она очень важна для формирования самостоятельных, независимых от родителей взглядов на жизнь. Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, — все это относится к ней.
Помимо привычек и моделей человек привносит в брачный союз ожидания и массу нереализованных потребностей.
Таким образом, удачный брак — это такой брак, в котором могут реализовываться потребности и фантазии. Если существенные потребности не могут реализовываться в браке, то обычно он переживает серьезный кризис или разваливается. Уже на этапе выбора партнера происходит вычисление вероятности удовлетворения психологических потребностей в отношениях с этим человеком. Проблема лишь в том, что потребности меняются. Если удовлетворены одни потребности, то им на смену выступают другие.
Третья стадия — заключение брака, объединение влюбленных под одной крышей, начало ведения совместного хозяйства, общая жизнь. Это время первого кризиса семьи. Молодые люди должны заключить договор о том, как жить вместе. Для организации жизни необходимо решить, как распределяются функции в семье, кто придумывает и организует развлечения, кто принимает решения, на что тратить деньги, кто из супругов работает, а кто нет, когда заводить ребенка, какое поведение и какой внешний вид являются сексуально привлекательным и, и много подобных равно важных вещей.
Четвертая стадия возникает в том случае, если преодолен кризис третьей стадии, брак сохранился и, главное, появился первый ребенок. Возникающий на этой стадии кризис еще более серьезный. Появился третий член семьи, изменилась семейная структура. Она стала, с одной стороны, более устойчивой, а с другой — члены этой новой системы стали более отдаленными друг от друга. Необходим новый договор, так как возникла потребность в перераспределении ролей, времени, денег и т.п. Кто будет вставать к ребенку по ночам? Будут ли родители сидеть дома вместе или ходить в гости по очереди, или жена будет с ребенком, а муж будет жить, как холостой? Если младенец не принес отчуждения в супружеские отношения, более того, сплотил родителей, данная стадия пройдена удачно.
Может быть и так, что ребенок приносит чувство рутины и монотонности жизни; супругам кажется, что молодость и праздник кончились и начались бесконечные будни. Муж чувствует себя заброшенным, ему не хватает внимания.
Жена точно знает, что она брошена с ребенком на руках, и понимает вдруг, что замужем за легкомысленным подростком и что тяготы семейной жизни вот-вот сломают ей хребет. Все это признаки неудачного прохождения четвертой стадии.
Это не обязательно приводит к разводу, но обычно закон гомеостаза обеспечивает семейную систему сложными и вычурными стабилизаторами. Годятся, например, измены, которые небрежно скрываются для того, чтобы скандалы и следующие за ними примирения создавали иллюзию близости и сохраняли семью. Подходит также хроническое заболевание у одного из супругов или любые другие формы личной нежизнеспособности — алкоголизм, неспособность к профессиональному успеху и т.п.
Пятая стадия жизненного цикла семьи характеризуется появлением второго ребенка. Она проходит достаточно просто, так как не нужно заключать новый договор о том, как жить с детьми и кто за что отвечает, как это было на предыдущей стадии. С появлением детей возникает новая подсистема в семейной системе. В случае функциональной семьи в ее структуре будут выделяться супружеская подсистема и детская подсистема. В дисфункциональной семье могут быть “неправильные” подсистемы: коалиции мама с одним ребенком против папы с другим, или мама с детьми с одной стороны и папа — с другой.
Шестая стадия — это школьные годы детей. В это время семья вплотную сталкивается с правилами и нормами внешнего мира, отличными от правил внутрисемейной жизни. Здесь решаются вопросы о том, что считать успехом, а что неудачей, как стать успешным, какую цену семья готова заплатить за внешний успех и соответствие общественным нормам и стандартам.
Седьмая стадия жизненного цикла семьи связана с временем полового созревания детей. Ведущая потребность ребенка в это время — построить свою идентичность, ответить на вопрос: кто я и куда иду. Ответ “я ребенок своих родителей” недостаточен для построения идентичности. Примеры ищутся вне семьи, среди сверстников, не родственных взрослых. Семья в это время должна решить важнейшую задачу: подготовить ребенка к самостоятельной жизни.
Обычно период полового созревания ребенка совпадает с кризисом среднего возраста у родителей. Это означает, что в то время, когда ребенок стремится вырваться из-под семейного влияния, хочет перемен своей судьбы или хотя бы течения жизни, его родители очень нуждаются в сохранении привычной стабильности.
Кризис середины жизни наступает тогда, когда человек понимает, что определенные события и факты его жизни необратимы: профессия выбрана, семья создана, дети в значительной степени выращены, пора подводить итоги. Одновременно становится ясно, что отпущенного на жизнь времени осталось не так уж много, силы убывают, признание себя неудачником кажется фатальным и неисправимым.
Очень часто стабильность семейной системы прямо зависит от того, продолжают ли дети жить в родительской семье. Нередко за время совместной жизни дети научаются выполнять определенные психологические функции в семье, например, становятся медиаторами между родителями. Если дети уходят из семьи и становятся самостоятельными и успешными, то есть не нуждаются во внимании и помощи родителей, то родители сталкиваются с необходимостью общаться непосредственно друг с другом, лицом к лицу. Многие скандалы откладывались и превращались в памятники самим себе, годами не решались сексуальные проблемы и многое другое. Если не будет оправдания в виде детей, то все эти проблемы придется решать, что больно и неприятно и, кроме того, возможно, приведет к разводу.
Гораздо проще не допускать сепарации или допускать ее формально. Например, ребенок формально живет отдельно, учится в колледже где-то в другом городе, даже женился, но по критериям родительской семьи он еще не встал на ноги, не достиг требуемого уровня доходов или не работает там, где, как семья считает, он должен был бы работать. Его неудачи — прекрасный стабилизатор для семьи. Они также отвлекают время и силы остальных членов семьи и позволяют не решать других семейных проблем. Если же ребенок тем не менее упорно движется к успеху, то есть масса способов заставить свернуть его с этого пути. Как только родительская семья сталкивается с тем, что ребенок готов отделиться, она становится нестабильной и дезорганизованной. Учащаются конфликты, ухудшается самочувствие членов семьи.
Это является сигналом для молодого человека, который сообщает ему, что его семье грозит опасность развала или в лучшем случае изменения структуры и привычных способов взаимодействия. Для того чтобы сохранить все в прежнем виде, он развивает эксцентричное и дезадаптивное поведение.
Восьмая стадия — дети выросли и живут самостоятельной жизнью, родители остались вдвоем. Эта стадия часто называется “стадией опустевшего гнезда”. Хорошо, если до этой стадии жизненного цикла семья дошла без больших потерь и люди с удовольствием проводят время друг с другом, сохранив радость от взаимного общения.
Девятая стадия жизненного цикла — это одиночество; супруг умер, человек доживает свою жизнь один, так же, как он жил в молодости, еще не создав своей семьи, только теперь это старый человек, у которого за плечами прожитая жизнь.
Жизненный цикл российской городской семьи значительно отличается от американской. Эти отличия связаны прежде всего с экономическими причинами, однако существенны и культурные особенности. Главное отличие состоит в том, что в России много семей живущих вместе
Если Вы приняли решение разобраться в своих отношениях с близкими и поправить здоровье организма под названием «Ваша семья», то единственным действенным «лекарством» будет семейная психотерапия.
Основное отличие семейной терапии от других психотерапевтических направлений состоит в том, что семейный терапевт исходит из того, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной системы.
В переходные периоды между стадиями жизненного цикла перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений. Обычно именно в переходный период семья ищет помощи у специалистов, так как не видит возможности приспособления к новой ситуации или даже не принимает ее. Пути достижения перечисленных стратегических целей семейной терапии во многом зависят от уникальных особенностей каждой конкретной семьи, а также от предпочтений самого семейного терапевта.
Некоторые семейные терапевты будут организовывать переговоры, обучать членов семьи умению слушать друг друга и открыто выражать свои чувства. Другие будут пытаться сбалансировать семейную иерархию, закрепив руководящую роль за родителями, обеспечив при этом соблюдение интересов детей. Психотерапевтическая работа с семейной историей позволяет осознать семейные сценарии и изменить негативные модели поведения, вынесенные из родительских семей. Когда это происходит, супруги получают возможность по-новому строить отношения с детьми, друг с другом и своими собственными родителями.
Литература: