Психологическое развитие ребенка: внимание и общение

Макарова Ольга Фридмановна
Макарова Ольга Фридмановна
Психотерапевт

Внимание! Внимание!

Развитие внимания одно из важных направлений воспитания и развития вашего малыша.

Внимание позволяет направлять нашу активность: мысли, действия, фантазии, на объекты для достижения цели.

Мы целенаправленно направляемся к полке, достаем любимую книгу, читаем ее и у нас улучшается настроение.

Если малышу уже 1,5 года, то он упорно будет привлекать вас к игре: подойдет, возьмет за руку, постарается повернуть вашу голову, покажет игрушку. Если внимание будет развито должным образом, то в школе ваш ребенок будет успешным, хорошо будет заниматься спортом и т. д.

В этой статье я расскажу о некоторых несложных приемах, которые помогут развить внимание у ребенка начиная с 1,5 лет.

Чтобы привлечь его внимание, старайтесь, чтобы ваши глаза находились на уровне глаз ребенка: наклонитесь, присядьте на пол, поднимите ребенка. Смотрите ребенку в глаза и старайтесь стимулировать его делать то же самое.

Используйте коврик или детский свободный стол как произвольный сигнал означающий для ребенка, что он должен сфокусировать там свои действия: именно там сейчас будет происходить самое интересное, увлекающее, важное!

Катайте с малышом друг другу мячик, чтобы стимулировать визуально слежение и координацию глаз – рука.

Показывайте предметы и называйте их, а так же действия в течение всего дня.

Знакомя малыша с новыми словами, произносите их очень четко, чтобы он видел ваш рот и движения лица.

Периодически меняйте или перевешивайте игрушки или яркие предметы для создания эффекта новизны.

Если вы хотите, чтобы ребенок наблюдал за действиями, произносите ключевое слово «смотри». Убедитесь, что ребенок обратил на вас внимание до начала действия. Это вырабатывает «рутинный» сигнал для привлечения внимания.

После того, как вы привлекли внимание ребенка, при моделировании (или демонстрации) действия говорите спокойным голосом или молчите – это привяжет внимание ребенка к действию.

Выстукивайте пальцем мелодию или напевайте; по мере роста малыша ритм или мелодию имеет смысл усложнять.

Рассматривая книги, для сосредоточения на деталях задавайте вопросы: Что такое в руках у девочки?», «Где синяя птичка?», «Кто спрятался за дерево?».

Общение: как не опоздать в развитии

Поскольку маленькие дети проходят этапы развития по-разному, психологи рекомендуют не концентрироваться на том, что ребенок делает, а что не делает (это в значительной степени находиться вне вашего контроля), а сосредоточиться на том, что ВЫ как главный взрослый можете сделать для языкового развития и общения с вашим ребенком.

Как же общаться с малышом в первые пол года его жизни.

Говорите с ребенком лицом к лицу на таком расстоянии, чтобы он мог четко видеть ваш рот и выражение лица.

Моделируйте голос и выражения лица, меняйте интонации, чтобы уровень энтузиазма, эмоций и значений соответствовал вашему настроению и состоянию ребенка.

В течение всего дня (в разное время) включайте музыку и пойте простые песенки.

Чаще разговаривайте с ребенком в течение всего дня, описывайте действия и предметы, встречающиеся в быту (когда одеваете его, переодеваете, кормите, ходите в магазин, моете, готовите и т.д.)

Намеренно используйте «родительский» тон, чтобы стимулировать отдельные области языковой обработки и расширять сферу внимания младенца.

У большинства детей при правильном общении в определенном возрасте развиваются указанные ниже языковые навыки. Если ребенок в таком возрасте не общается с вами подобным образом, то родителям следует обратиться за помощью к психологу.

В первые три месяца основное общение идет за счет плача, поскольку гортань еще не опущена. Необходимо чутко реагировать на плачь малыша, успокаивать его, говорить ласковые слова. Ребенок поворачивает голову в направлении спокойных голосов членов своей семьи, но вздрагивает от громкого или неожиданного голоса, начинает плакать.

После трех месяцев ребенок уже начинает ворковать, чтобы привлечь к себе внимание взрослых, играет с голосом. Малыши следят за лицом говорящего взрослого, и часто придает своему рту похожую форму.

С 6 месяцев ребенок реагирует на свое имя, на человеческие голоса без зрительных сигналов, может нахмуриться и заплакать в ответ на строгий или сердитый тон, зато радостно реагирует на ласковое обращение.