Мотивация

Кубарева (ранее Шарганова) Светлана Владимировна
Кубарева (ранее Шарганова) Светлана Владимировна
Психотерапевт, КПТ-терапевт, EMDR-терапевт, DBT-терапевт

Кто хочет что-нибудь сделать, находит возможность. Кто не хочет ничего делать – находит причину.
Арабская пословица 

Мы часто слышим слово «мотивация» в повседневной жизни. Обращаясь к коллеге на работе, иногда сталкиваемся с возмущенным: « А какая у меня мотивация это делать?»…Наставляя ребенка на необходимость хорошо учиться, получаем в ответ: «Почему я должен?»… Просим помочь супруга в быту и слышим: «А что мне за это будет?» 

Что же за этим кроется и можно ли, а главное, нужно ли активно влиять на этот процесс?

Итак, мотивация – это побуждение себя (или других людей) к деятельности для достижения поставленных целей.

Мотивация, как феномен, присутствует везде: в отношениях, учебе, спорте, работе, творчестве, увлечениях, в общении и др. Метод кнута и пряника ( один из первых методов мотивации) существовал еще на заре цивилизации. Позднее этот термин попытался объяснить с научной точки зрения американский психолог Абрахам Маслоу. Он выдвинул теорию потребностей, представляющую структуру мотивирующих факторов. Это широко известная «пирамида Маслоу». На сегодняшний день эта гипотеза имеет много сторонников и столько же противников. Однако до сих пор является одной из основных попыток объяснить почему люди готовы иногда «свернуть горы» на пути к достижению цели.

Давайте рассмотрим пирамиду Маслоу. ( здесь хорошо бы картинку) Начиная с основания пирамиды и по направлению к ее вершине автор выделяет 5 уровней человеческих потребностей. Они расположены в определенной иерархии: сначала базовые потребности, затем более возвышенные (духовные). При этом люди испытывают желания всех уровней, но сначала стремятся удовлетворить базовые, как более сильные. И это логично. Представьте себе, что голодный и страдающий без сна человек начнет задумываться о саморазвитии. Маловероятно, верно? Следует отметить, что из этого правила нередко бывают исключения. Для кого-то потребность в славе важнее чем потребность в любви, а может быть и безопасности. Другой вариант, у человека удовлетворены все базовые желания , но мотивации к удовлетворению более духовных потребностей так и не возникает. 

Вот они наши мотивирующие потребности:

  1. Физиологические потребности – это потребность в сне, пище, воде, сексуальных переживаниях.
  2. Потребность в безопасности – это стремление к стабильности, защите, свободе от страха и тревог.
  3. Потребность в любви и принадлежности – это желание иметь семью, близких друзей, свой социальный круг.
  4. Потребность в призвании и уважении – включает жажду к самоуважению, уважению со стороны значимых людей, статусность, иногда славу.
  5. Потребность в самоактуализации – потребность в саморазвитии и стремление заниматься любимым делом или творчеством.

Важно понимать, что формы, в которых проявляются потребности, у разных людей могут быть разные. Одному важно стать знаменитым музыкантом и добиться славы на мировом уровне. А другой будет счастлив просто потому, что пользуется уважением своих детей.

Такие различия в рамках одной потребности могут отмечаться на любом уровне пирамиды.

И, еще, удовлетворенная потребность не мотивирует.

Какой смысл, как вы думаете, обычным людям знать об этой пирамиде? Напрашиваются два полезных вывода:

  1. Когда человек сыт и отдохнул, у него есть крыша над головой и ему не грозит увольнение, скорее всего у него появится мотивация к достижениям другого уровня, менее материального и более духовного.
  2. Не стоит требовать от других высоких устремлений и личностного роста, если у них нет самого основного и простого.

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.  
Плутарх   

Давайте рассмотрим понятие мотивации на примере учебы наших детей.

Сегодня родители школьников часто сталкиваются с проблемой отсутствия у детей желания учиться. При этом у одних детей мотивация к учебе исчезает, не успев появиться, у других утрачивается со временем.

Надо сказать, что любознательность и стремление обучиться новым навыкам у каждого человека присутствует на генетическом уровне. Потому что в случае успеха сопровождается выбросом в кровь так называемых гормонов счастья. Когда ребенок сталкивается с непростым заданием и при этом у него получается– степень ощущения успеха наивысшая. И дети получают от этого удовольствие, которое и мотивирует их на последующие достижения. И, наоборот, если требования завышены, ребенку самостоятельно не справиться, помощи нет, ожидаемого вознаграждения тоже, мотивация резко падает.

Из этого следует вывод - единственное, что формирует мотивацию у детей – это школьная успеваемость. Поэтому вопреки всему ребенку важно быть и ощущать себя успешным! А задача педагогов и родителей изо всех сил этому способствовать.

В жизни же все по-другому. Родители, за редким исключением, много работают, устают и у них просто не хватает терпения на собственных детей.

Начнем с того, что детей часто отдают в школу рано. Конечно же, ваш малыш уже умеет читать и считать, а многие даже писать, и это говорит о хорошей интеллектуальной готовности. Но психологически дети созревают по- разному. Психологическая готовность проявляется в умении делать не то, что хочется, а то что сейчас надо ( вспомните, сколько времени вы усаживаете ребенка за уроки). И если ребенок не готов – он сильно устает от того, что должен контролировать свое поведение.

Детям важен режим и организация дня. Чем более насыщена интересными занятиями и структурирована жизнь вашего сына или дочери, тем проще им сохранить мотивацию на учебу.

Каждый ребенок индивидуален. Он имеет особенности физического развития, у него свой темп психологического созревания и умственной работоспособности. Не старайтесь сравнивать вашего малыша с другими, более успешными детьми, а тем более высмеивать или критиковать. Ваше раздражение, нетерпимость и некорректные высказывания просто «убьют» всю мотивацию. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, но пару месяцев назад, например, и никак иначе.

В семье необходимо создать доверительный и спокойный микроклимат. Любое семейное неблагополучие вызывает у детей очень много переживаний. В результате они просто не реагируют на проблему неуспеваемости, на это просто нет сил. Чаще наоборот, ребята оказывают различного рода сопротивление, например, в виде плохой дисциплины, отказа выполнять задания, прогулов.

Серьезной проблемой является также несогласованное и непоследовательное воспитание. Как в басне И.П. Крылова «Лебедь, рак и щука»: папа требует, мама покрывает и тайком сама делает уроки вместо ребенка, а бабушка зацеловывает и жалеет. Ребенок очень быстро усваивает правила манипуляции и мотивация формируется уже в этом

Кроме того, уважаемые родители, осознавайте, пожалуйста, когда вы переносите на ребенка исключительно свои ожидания, но при этом не учитываете его возможности!

Что мы можем сделать для наших детей?

Для начала признайтесь себе «я делаю что-то не так».

В начальной школе, а точнее в первом классе, родителям необходимо контролировать процесс обучения. Ребенку в этот период сложно себя организовать и заняться тем, чем надо, если в качестве альтернативы можно поиграть или посмотреть планшет. Постарайтесь научить ребенка учиться: садиться за уроки вовремя, выделять главную мысль в тексте, уметь перессказывать и пр.

Если ребенку трудно, то помогите ему сделать хотя бы часть задания самостоятельно. После этого важно поддержать и позитивно оценить труд вашего школьника, внушая ему уверенность, что скоро у него уже будет получаться все задание целиком.

Не ожидайте немедленных результатов! Это невозможно! Нормально, если процесс идет медленно, «топчемся» на месте или даже возвращаемся на шаг назад. Только терпение, любовь и понимание вместе с оказанием помощи при повышении требований приведут вас к успеху.

Следует поощрять ребенка за хорошую учебу и старание. Но не стоит к этому примешивать деньги, так как ребенок будет стараться получить хорошую оценку любым способом, а вовсе не знания по предметам. Гораздо полезнее награждать совместным времяпрепровождением, например, походами в цирк, на каток , в боулинг и т. д. Невнимательность – бич наших детей сегодня! Ведь не секрет, что многие ошибки возникают в связи с этим фактором. Научите детей проверять себя после выполнения любого задания. Для этого поиграйте в школу, где он учитель, а вы – ученик и пусть он проверит ваши уроки. Количество ошибок резко сократится, а значит возрастет мотивация к новым достижениям. 

Очень сложный для школьника период – это переход из начальной в среднюю школу. Добавляются новые предметы, появляются другие учителя. Нагрузка сильно возрастает. Выучить все невозможно. Научите ребенка планировать нагрузку и время, расставлять приоритеты. Вы сохраните мотивацию и поможете ему в дальнейшей жизни.

Сдача ЕГЭ – это большая головная боль и для учеников и для их родителей. Но мотивация здесь уже не важна. Подростки к этому времени уже понимают чего хотят добиться в жизни. Ваша задача – помочь определиться с выбором и сконцентрировать внимание на главном. Уважайте выбор ребенка даже если он не совпадает с вашим.

Помните, что главной вашей задачей является формирование адекватной самооценки у ребенка, а вовсе не уровень успеваемости. Дети с отсутствием веры в себя стараются не преодолевать трудности, а избегать неудачи. Когда они вырастут, они таким же привычным способом будут уходить от взрослых решений. Дети с завышенной самооценкой не видят границ своих способностей и часто делают ошибки, которых не замечают и не признают. Им тоже будет нелегко, так как они не научились просчитывать возможные риски. Только постоянная поддержка и помощь в достижении результатов дадут ребенку опыт в обретении успеха в предстоящей им взрослой жизни.

И последнее:

Ваши дети учатся не для себя, они учатся ради вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте им нотациями, сделайте ставку на интерес и любознательность. Тогда и учеба станет приносить радость и поможет расширить круг интересов. Любой ребенок – это самостоятельная личность, он вам ничего не должен, тем более реализовывать то, в чем вы в свое время не преуспели. Он сейчас зависит от вас и нуждается в вашей поддержке. И тот багаж, которым вы его обеспечите (в виде навыков, мотивации, уверенности в себе, способности принимать решения), будет либо поддерживать его во взрослой жизни либо отягощать и создавать дополнительные трудности. Выбор за вами!!!