"Делу время, потехе час", откуда мы все знаем эту поговорку? Кто больше всего ждёт, когда этот час наступит? Почему для кого-то он все не наступает и не наступает? Все помнят это счастье, когда можно было закончить с занятиями, взять любимую игрушку и пойти играть. Так кто же ворует это долгожданное время для игры?
Хотеть видеть свое чадо лучшим – естественное желание любого родителя. И вот для этого в расписании ребёнка появляются развивающие занятия и кружки, и чем дальше, тем больше становится этих кружков. Как будто, чем больше их посещает ребёнок, тем он будет лучше. Но он и так уже лучший, потому что такой один, неповторимый! Обучение пусть будет пока лёгким и непринуждённым. Для детей в игровой форме оно проходит гораздо эффективнее.
Ученики с пеленок
На детской площадке слышится вопрос: "А ваш ребёнок знает английский алфавит в три года?" Давайте подумаем вместе: какие причины у ребёнка трёх, четырёх, пяти лет хотеть учить английский язык. Назовите хотя бы три причины. На самом деле, причина для обучения в этом возрасте одна, точнее две, но суть одна, либо порадовать маму с папой, либо хотя бы их не огорчить.
Что получается, если ребёнку тяжело и он не справляется? Ему становится грустно и печально. Даже если он не покажет это, поверьте, ему грустно, просто он будет проявлять это по другому. Расстраивать маму с папой никому не хочется. Если ребёнок раз за разом не справляется с какой-то задачей, его самооценка снижается, а уровень тревоги повышается. Внешне это может проявляться в поведении, малыш капризничает, не слушается, вредничает.
Что делать, если у ребёнка не получилось что-то? Похвалить! Это нужно делать в любом случае. Ребёнок учится сейчас для родителей, оценки нужны родителям, а ребёнку нужна похвала, принятие и подтверждение родителями, что он самый лучший. За что хвалить, если не получилось? Хвалить за то, что старался. Следующий раз можно предложить постараться ещё лучше.
Скоро в школу, пора играть
В этом возрасте его задача – играть! Играть, а не учиться! И наиграться как можно больше! Кто-то скажет – не успеет приготовиться к школе, отстанет от сверстников. Так вот, хуже будет, если он не успеет наиграться к этому времени. Вероятно, у каждого есть такой взрослый знакомый или знакомая, который не хочет взрослеть, находит увлечения близкие к игре. А с каким интересом иногда взрослые пропадают в детских магазинах. Покупают железную дорогу своему ребёнку, и сами часами собирают и играют в паровозики?! Это те случаи, где фраза "всему своё время", подходит наилучшим образом. И да, не удивляйтесь, если увидите на улице взрослую женщину с ярким розовым бантом на голове, возможно в детстве ей тоже некогда было играть в куклы.
Так что же получается, если начинать готовить к школе и взрослой жизни ребёнка с самого раннего детства? А получается следующее: начиная занятия с трёх лет, к семи годам ребёнок уже устал учиться. Настало время идти в школу, и тут такое дело, с обучением уже связаны отрицательные эмоции! Учиться неинтересно и неново. Что будет за дверями школы для этих первоклашек уже не тайна. Снова ребёнок превращается во вредину, не хочет делать уроки, начинает болеть, появляются замечания из школы: «балуется, не слушает учителя».
Конечно, возможны разные причины нежелания идти в школу и трудностей в обучении, это всего лишь одна из них. Зато эту причину можно предотвратить и не допустить развития проблем. Пусть к моменту начала школьных занятий, у ребёнка будет интерес "как это там". Интерес – это лучшая мотивация!
Вспомните себя, когда вы узнаете или получаете что-то впервые. Что вы чувствуете? С каким энтузиазмом разбираетесь с новым телефоном? А сколько времени красуетесь в новом платье перед зеркалом? Увлекает вас новая книга? Хотели её скорее прочесть, узнать, что же там? А когда телефону уже два года, платью год, и книжку уже прочитали три раза. Какие эмоции все это вызывает сейчас? Куда же делись тот восторг и эйфория? Тоже самое происходит с новыми знаниями!
А бывает ещё так, купишь книгу, и тема интересная, а написана таким сложным языком, что ничего не понятно. Даже если дочитаете её, в лучшем случае отложите на дальнюю полку, а в худшем вообще разочаруетесь и потеряете интерес к теме. Желание познания вызывает то, что интересно и понятно, а значит по возрасту, по силам!
Ученье-свет, спору нет. А игра – это способ развития тех навыков, которые понадобятся детям потом, чтобы применять знания. Пусть они познают мир играючи. Помните, что всему своё время. Детство – уникальная пора, полная новых открытий, оно не повторяется, пусть наиграются всласть!