Заикание у детей

Статья проверена, медицинская информация верна

Команда авторов медицинского центра «XXI Век»
Обновлено 18 ноября 2025
  17 минут
  12021 просмотр

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок рос здоровым и с удовольствием общался с окружающими. Но когда речь малыша прерывается судорожными остановками или повторениями звуков, это вызывает тревогу. Заикание не только мешает нормальному общению, но и может стать источником стресса для ребенка и его семьи. В этой статье мы разберемся, что такое заикание, каковы его причины и как можно помочь ребенку восстановить уверенность в своей речи.

Заикание у детей

Определение – что такое заикание у детей

Заикание – расстройство речи, при котором не получается плавно произнести слова – мешают судорожные остановки, повторы отдельных слогов или звуков, иногда произношение слов сильно растягивается. Никаким усилием воли исправить речевые ошибки не удается.

Заикание не имеет ничего общего со словами-паразитами (многократным повторением навязчивых слов типа «это», «значит», «короче» и прочими).

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) заикание обозначено под кодом F98.5– расстройства речи у детей.

Речевые расстройства возникают в любом возрасте, как у детей с еще не сформированной нервной системой, так и у взрослых. Чаще всего его первые признаки появляются у 2–3-х-летних малышей, у которых бурно развивается способность говорить предложениями. До 3–5 лет патология может появиться в любой момент после пережитого сильного стресса, но иногда она проявляется и позже. В любом случае нарушения по времени совпадают с появлением фразовой речи и началом общения на родном языке.

Симптомы заикания у детей

Главные признаки заикания у детей – повторяющиеся буквы, слоги или слова, невозможность выговорить слово или фразу целиком без остановок и длительных пауз. Нарушается плавность речи. О заболевании говорят при заметно нарушенном звукопроизношении, которое повторяется в течение 3 месяцев и более.

Дети с заиканием:

Ребенок обычно волнуется и пугается собственной речи, при этом у него нередко возникает нервный тик – появляются кратковременные судороги в лицевых мышцах. Малыш делает неловкие движения, пытается превозмочь внутреннее перенапряжение и страх. Неслучайно логопеды относят заикание к логоневрозам, при которых дефекты звукопроизношения сочетаются с функциональными расстройствами мозга.

При заикании у детей школьного возраста возникают трудности не только с выговариванием слов, но и с их написанием. Одинаковые буквы или слова часто удваиваются или утраиваются, т.к. страдают и мозговые функции в участках мозга, ответственных за произношение и письмо.

Течение заболевания обычно непостоянное. Иногда ребенок говорит совершенно нормально, а родители считают, что он выздоровел. Но заикание неожиданно возвращается вновь, и все его симптомы повторяются. При рецидивирующем типе болезни обострения начинаются осенью или весной. При каждом эпизоде обострения заикание усиливается, нарастают и другие симптомы расстройств нервной системы и психики.

Для понимания сути и особенностей заболевания у каждого пациента врач и логопед уточняют причины появления проблемы, назначают дополнительное обследование. Иногда выявляется наследственный характер речевых изменений, многочисленные психотравмирующие факторы, которые обязательно нужно корректировать.

В Медицинском Центре можно получить консультации смежных специалистов в течение одного дня, быстро выяснить истоки существующей патологии.

Причины заикания у детей

Причины различных видов заикания у детей существенно отличаются друг от друга.

Невротическое заикание

Возникновению нарушений в речи предшествует множество факторов. Их условно делят на 2 большие группы – предрасполагающие и производящие.

К первой группе относят те причины, которые действовали задолго до начала заикания, поэтому родители обычно не придают им значения:

Все эти факторы нередко сочетаются между собой и взаимно усиливают действие каждого в отдельности.

Производящие причины (те, которые непосредственно вызвали заикание) обычно хорошо заметны взрослым. Они указывают на такие факторы, как:

Психологам и логопедам хорошо знакомы и другие непосредственные причины заикания, например, переучивание левшей писать и держать предметы только правой рукой. У таких детей возникают сложности либо с письмом, либо с речью. Очень впечатлительные дети в период становления речи иногда подражают заикающимся взрослым или своим сверстникам.

В любом случае при невротическом заикании обязательно взаимодействуют обе группы причин.

Неврозоподобное заикание

При наличии органической патологии мозга такого разнообразия причин не отмечается. К заиканию приводят внутриутробные патологические процессы у матери и ребенка, родовые травмы центральной нервной системы, перенесенные в грудном возрасте тяжелые инфекционные заболевания.

Для развития заикания никакие провоцирующие факторы не важны, оно начинается постепенно, но неуклонно прогрессирует, заметно уже после произнесения первых слов.

Предупредить сложную речевую патологию легче, чем ее исправлять. Врачи-неврологи Медицинского Центра призывают обращать внимание на малейшие отклонения в раннем психическом развитии малыша, проводить профилактические курсы лечения при неблагоприятном течении периода новорожденности.

Патогенез

Механизмы развития заикания связаны с дезорганизацией работы правого полушария мозга. Сигналы от его коры прерываются, нервные импульсы доходят до речевого центра в искаженном виде.

Если какой-либо отдельный импульс не достигает места назначения, мозг его посылает повторно. Возникает заикание с бесконечными повторами звуков, слогов и слов. Это клонический вариант нарушений.

Если сигнал поступил, но речевые мышцы не успели его отработать, изменяется последовательность речи, ребенок растягивает звуки, делает длительные паузы между ними (тонический тип заикания).

Ученые обнаружили также 4 аномальных гена, непосредственно связанные с заиканием. В них происходят мутации, которые предопределяют аномальную активность мозговой коры.

Классификация и стадии заикания у детей

В зависимости от причины и выраженности заикания различают 3 его формы:

Невротическое заикание протекает волнообразно. Оно периодически усиливается, а порой почти исчезает. Специалисты относят такое расстройство к функциональному, неорганическому, т.к. при тщательном обследовании никаких серьезных отклонений в работе мозга не обнаруживается.

Начальные симптомы появляются вне всякой связи с чрезвычайными обстоятельствами в жизни, гораздо труднее поддаются коррекции и часто полностью не проходят, несмотря на настойчивые лечебные усилия. Со временем формируются стойкие нарушения личности со страхом собственной речи, вынужденной самоизоляцией от общества.

По клиническим проявлениям заикание тоже отличается и может приобретать клоническую, тоническую или смешанную формы.

Клоническое заикание считается наиболее простым нарушением, при котором запинки в речи проявляются многократными повторами слогов или отдельных звуков. Вовремя пришедшая помощь помогает остановить прогрессирование патологии, значительно уменьшает ее проявления. Ребенку достаточно освоить специальный речевой режим и правила речи, чтобы существенно улучшить свое состояние.

Тоническое заикание — это следующая, более тяжелая стадия расстройства. Она говорит о сложившемся стереотипе речи, запущенности проблемы. При попытке произнести внятные слова помимо повторений слогов отмечаются долгие паузы в произношении. Лечение заикания у детей при такой его форме крайне затруднительно.

Смешанное тонико-клоническое заикание говорит о более серьезной патологии, чем каждый отдельный его вид. У ребенка одновременно наблюдаются оба типа судорожных сокращений речевых мышц. Проблема закрепляется на уровне высших нервных центров и постепенно прогрессирует. Специалисты считают, что такую особенность речи легче предупредить, чем длительно ее лечить, причем не всегда успешно.

Логопеды Медицинского Центра корректируют нарушения речи вместе с педагогами, врачами-неврологами и психиатрами. Совместные усилия позволяют добиться успеха в большинстве случаев при любой форме заболевания.

Осложнения

Последствия заикания в большей степени психологические, потому что приводят к вынужденной изоляции от сверстников, ограниченному общению с детьми и взрослыми. Ребенок понимает, что отличается от других своих ровесников, поэтому становится стеснительным, замкнутым и очень мнительным. Он боится остаться в одиночестве, его пугают и обижают неуместные вопросы окружающих о причинах такого состояния. Постепенно снижается самооценка, исчезает уверенность в собственных силах и возможностях.

Детям с заиканием присущи многочисленные страхи, которые переходят в устойчивые расстройства психики. Школьники боятся отвечать на уроках, избегают любого публичного выступления. Особый вид страха – логофобия, т.е. человек боится собственной речи, он не может начать говорить в предчувствии проблем с произношением.

В конечном итоге заикание является причиной общего недоразвития речи и интеллекта вообще. Трудности в обучении, выборе будущей профессии – типичные проблемы таких детей.

При первых признаках задержки речевого развития и заикания нужно обращаться к специалистам – врачу-неврологу, психотерапевту, психологу, логопеду.

Когда обращаться к врачу

Особое внимание нужно уделять детям из групп риска. Их необходимо оздоравливать до появления проблем с речью, а в случае сомнений своевременно обращаться к логопеду, психологу, психиатру. Заиканию подвержены дети с:

Диагностика заикания у детей

Поскольку причины различных видов заикания отличаются, перед началом лечения необходимо точно определить наличие или отсутствие органической патологии мозга. Для этого помимо общего осмотра и беседы с ребенком и родителями проводятся дополнительные исследования:

По показаниям ребенка осматривает офтальмолог, консультирует врач-генетик.

В Медицинском Центре весь необходимый объем исследований выполняется быстро, в комфортных для пациента условиях.

Лечение заикания у детей

В коррекции заикания участвуют несколько специалистов:

В Медицинском Центре применяется именно такой комплексный подход к терапии речевых расстройств. Он наиболее оправдан, дает долговременные положительные результаты.

Реабилитация

При первых симптомах нарушения речи нужно получить квалифицированную консультацию у педиатра, логопеда, невролога, а иногда и психиатра, принять срочные меры к устранению начальных признаков заикания. При выявленных отклонениях в раннем развитии нельзя игнорировать рекомендации по их медикаментозному лечению и восстановительным мероприятиям.

Наиболее внимательно нужно отнестись к приобретению двигательных навыков у недоношенных детей, родившихся с признаками внутриутробных инфекций или перенесших тяжелые заболевания на первом году жизни. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с речевыми умениями, поэтому всевозможные пальчиковые игры, лепка, рисование должны стать обязательными в ежедневных занятиях с такими детьми.

Устранить уже возникшее заикание одним «волшебным» методом невозможно, здесь нужен действительно комплексный подход и профессиональные знания. В Медицинском Центре работают специалисты, которым хорошо известны способы восстановления нормальной речи при разной степени ее нарушений.

Профилактика и рекомендации

Хотя у невротического и неврозоподобного заикания причины совершенно разные, полностью разграничить для них профилактические меры нельзя.

Профилактика заикания начинается с осознанного родительства, планирования беременности, отказа от вредных привычек у будущих матерей и отцов. После рождения долгожданного малыша для правильного развития нервной системы нужно поддерживать доброжелательную обстановку в семье, правильно организовывать быт (например, тщательно выбирать телепередачи, которые смотрят все члены семьи вместе с ребенком, прекращать ссоры между взрослыми, а также между старшими детьми).

Риски заикания резко снижаются, если устранить из жизни ребенка затяжные стрессы, применять единые требования к нему со стороны родителей, бабушек и дедушек, прекратить переучивать левшей, не предъявлять слишком высокие требования к маленькому ребенку, а 2–3-х-летнего малыша не перегружать посещением нескольких кружков и спортивных секций одновременно.

Заикание у детей – очень серьезный дефект речи, который сильно препятствует нормальному речевому общению со сверстниками, неизбежно замедляет нервно-психическое развитие ребенка. Только комплексный психолого-педагогический и медицинский подход к коррекции речевых аномалий позволяет улучшить ситуацию, адаптировать ребенка к нахождению его в детском коллективе. Сотрудники Медицинского Центра готовы помочь.

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. если ребенок заикается. // Особый ребенок, №1/6, 2018.
  2. Пермякова Н.В. Заикание у детей: причины и профилактика. // Интерактивная наука, №3 (79), 2023.

Поделиться

Получите консультацию специалистов

Перицкий Андрей Владимирович
Перицкий Андрей Владимирович
Начмед по педиатрии
Якушкина Ирина Михайловна
Якушкина Ирина Михайловна
Педиатр, Нефролог
Перицкий Сергей Андреевич
Перицкий Сергей Андреевич
Педиатр, Эндокринолог
Молодых Екатерина Борисовна
Молодых Екатерина Борисовна
Педиатр, Гастроэнтеролог
Дуброва Наталья Михайловна
Дуброва Наталья Михайловна
Педиатр
Проклова Анна Вячеславовна
Проклова Анна Вячеславовна
Педиатр
Бирюкова Ольга Евгеньевна
Бирюкова Ольга Евгеньевна
Педиатр
Герасимова Светлана Валерьевна
Герасимова Светлана Валерьевна
Педиатр
Плешакова Наталия Вадимовна
Плешакова Наталия Вадимовна
Педиатр

Часто задаваемые вопросы

Как заикание у детей может влиять на их социальные навыки?

Заикание – частая причина формирования множества психологических комплексов и патологических страхов. Дети боятся насмешек, повышенного любопытства по отношению к себе, поэтому подсознательно избегают общения со сверстниками, искусственно тормозят собственное развитие, в конце концов оказываются в социальной изоляции. В дальнейшем у них закономерно возникают трудности с выбором профессии и семьи.

Каково влияние семейной атмосферы на проявления заикания у детей?

Семья играет основную роль в формировании психопатологии у детей, а также нарушений общего и интеллектуального развития. Заикание достоверно чаще возникает у детей в семьях, где родители постоянно конфликтуют, не могут договориться о методах воспитания, дают противоречивые указания ребенку, предъявляют к нему завышенные требования. После занятий с психологом нередко удается устранить как причины заикания, так и сами речевые расстройства.

Как изменяется заикание в зависимости от возраста ребенка?

Возраст – далеко не главный фактор в развитии заикания. Тем не менее логопеды заметили, что расстройства речи оказываются более стойкими, если возникли не в раннем периоде жизни, а у средних или старших школьников. Если причина заикания не устраняется, болезнь принимает непрерывно-рецидивирующий характер, когда периоды мнимого благополучия сменяются обострениями, усугублением речевых проблем.