Статья проверена, медицинская информация верна
Команда авторов медицинского
центра «XXI Век»
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является широко распространенной проблемой, затрагивающей около 5-10% детей школьного возраста. Недавние научные исследования показывают, что это расстройство не всегда проходит с течением времени, и многие продолжают испытывать его симптомы как в подростковом, так и во взрослом возрасте.
СДВГ является серьезным состоянием, способным существенно ограничить функциональные возможности человека и негативно сказаться на его физическом и психическом здоровье. Более того, часто СДВГ сопровождается другими психическими расстройствами, в основном связанными с поведением и психическим состоянием.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, код по МКБ-10 – F90.0) представляет собой психическое или неврологическое расстройство, характеризующееся тремя основными признаками: повышенной активностью, импульсивностью и неспособностью к длительной концентрации внимания.
Это расстройство часто вызывает трудности в управлении поведением как у детей, так и у взрослых. Импульсивные поступки людей с СДВГ могут провоцировать конфликты в семье, среди друзей или на работе. В результате этого могут развиваться дополнительные психологические или психиатрические осложнения, такие как низкая самооценка и депрессия. Данное заболевание лечит врач невролог или психиатр.
Причины СДВГ
Предполагается, что данное расстройство обусловлено сложным взаимодействием различных биологических факторов. Эти факторы приводят к нарушению формирования структур мозга и последующей дисфункции центральной нервной системы.
Среди возможных причин СДВГ выделяют:
- Генетическую предрасположенность. Часто СДВГ имеет наследственный характер. Исследования показывают, что дети, чьи родители страдали этим расстройством, значительно чаще проявляют симптомы. Также обнаружены мутации в генах, контролирующих допаминовые рецепторы и транспортеры.
- Пренатальные и перинатальные факторы. Возраст матери, стресс, хронические заболевания, а также вредные привычки во время беременности играют важную роль в развитии болезни. Кроме того, условия рождения, включая гипоксию плода и родовые травмы, оказывают критическое влияние.
- Психосоциальные факторы. Семейные отношения и социальная среда существенно влияют на развитие СДВГ. Семейные конфликты, физическое наказание и чрезмерная опека могут негативно воздействовать на нервную систему.
- Биохимические факторы. Некоторые исследования связывают СДВГ с дисбалансом определенных веществ в организме, таких как салицилаты и соли тяжелых металлов, а также дефицитом железа, магния и омега-3 жирных кислот. Также имеются данные о связи расстройства с нарушением обмена углеводов.
Классификация синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности классифицируется по доминирующим в поведении признакам: гиперактивности, импульсивности и невнимательности.
Типы СДВГ по основным признакам:
- Гиперактивно-импульсивный тип. Встречается примерно у 15% детей, преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Дети с этим типом синдрома не боятся рисковать, что часто приводит к травмам, они нередко демонстрируют агрессивное поведение.
- Невнимательный тип. Чаще всего диагностируется у подростков и составляет около 30% случаев. Эти дети сталкиваются с проблемами концентрации на задачах, завершением дел и выполнением повседневных обязанностей. Они легко отвлекаются и испытывают трудности с сосредоточением на неинтересных заданиях.
- Смешанный тип. Наиболее распространенный, охватывает около 50–75% случаев. Он сочетает признаки гиперактивности, импульсивности и невнимательности. С возрастом гиперактивность и импульсивность могут уменьшаться, но проблемы с концентрацией внимания остаются.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности может проявляться в различных формах, как самостоятельно, так и в сочетании с другими нарушениями. Например, нередко он сопровождается оппозиционным расстройством, которое характеризуется непослушанием, агрессивностью и нарушением правил. В случае серьезных патологий, таких как аутизм или умственная отсталость, СДВГ может выступать вторичным элементом или частью общего клинического портрета, при этом основное внимание уделяется первичному расстройству.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется с разной степенью выраженности, что позволяет выделить несколько форм:
- Легкая форма – симптомы гиперактивности и импульсивности лишь немного превышают норму. Человек может проявлять чуть больше активности или эмоциональности, иногда быть рассеянным.
- Средняя форма – человек заметно более активен и впечатлителен, чем большинство других, а также более эмоционален. Он часто забывает вещи, быстро меняет интересы и испытывает сложности с длительным нахождением на одном месте.
- Тяжелая форма – выраженные проявления импульсивности и гиперактивности заметны даже при обычном общении. Человек часто меняет настроение, испытывает вспышки гнева и демонстрирует неподходящее поведение.
Признаки гиперактивности могут усиливаться в условиях стресса, сильных эмоций и при недостатке физической активности.
Симптомы СДВГ
Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут различаться в зависимости от преобладания одного из признаков: гиперактивности, импульсивности, недостатка внимания или их комбинации.
- Гиперактивность. Проявляется в постоянной потребности двигаться и невозможности оставаться на одном месте. Это выражается в беспокойном сне, бесцельном беге, прыжках или лазании. Движения часто кажутся хаотичными и без определенной цели.
- Импульсивность. Характеризуется мгновенной реакцией на любые стимулы. Человек становится нетерпеливым, говорливым, часто перебивает других и вступает в разговор без ожидания своей очереди. Склонность к необдуманным и нелогичным поступкам, выражение эмоций без учета последствий приводит к частым конфликтам и риску получения травм.
- Дефицит внимания. Проявляется в неспособности сосредоточиться на задачах, которые не вызывают интереса, таких как выполнение рутинных заданий, изучение непривлекательного материала или запоминание несущественной информации.
С возрастом симптомы гиперактивности и импульсивности часто уменьшаются, но дефицит внимания нередко сохраняется. Однако, если ребенок увлечен чем-то интересным, он обычно не испытывает трудностей с концентрацией и может продолжать заниматься любимыми делами, смотреть мультфильмы или играть в свои любимые игры длительное время.
Симптомы СДВГ у детей:
- Ранние признаки у малышей. У детей с типичным СДВГ, особенно в смешанной форме, симптомы могут проявиться уже в возрасте 3-4 лет. Они становятся чрезвычайно активными, нетерпеливыми, быстро переходят к вспыльчивости, часто прыгают и бегают. Их импульсивность может привести к травмам как у них самих, так и у окружающих. Их поведением управляют эмоции. Важно помнить, что высокая активность и капризы у малыша не всегда означают наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Только квалифицированный специалист в области психиатрии может поставить точный диагноз.
- Нетерпение и импульсивность. Дети с СДВГ часто проявляют нетерпение, стремясь моментально достичь своей цели, не ждут своей очереди и перебивают взрослых, не соблюдая правила поведения. Некоторые из них плохо переносят поражения в играх и могут стать агрессивными при неудачах. После эмоциональных всплесков ребенок часто ощущает усталость, что проявляется капризами и плачем, а также возможны проблемы со сном. Родители часто описывают это состояние как "переутомление".
- Настойчивость и упрямство. Эти дети постоянно требуют внимания и общения, настойчиво добиваются своего, даже если получают отказ. Они могут не слушать объяснения и игнорировать призывы к дисциплине и послушанию.
- Трудности в обучении. Обучающие занятия с детьми с СДВГ представляют определенные трудности. Им сложно долго сидеть на месте и сосредотачиваться на задачах, они не могут довести их до конца. Забывчивость и рассеянность также создают проблемы. Например, начав играть в мяч, они могут отвлечься на что-то по дороге и забыть о мяче, если им не напомнят. Уроки, такие как изучение цифр или букв, быстро им надоедают.
Иными словами, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности испытывают значительные трудности с соблюдением правил поведения и выполнением заданий. Им сложно концентрироваться, доводить задачи до конца, запоминать информацию и длительное время внимательно слушать, что требует от них огромных усилий.
Попытки родителей контролировать поведение ребенка с импульсивным СДВГ, например, удерживая его на месте, чтобы он не бегал, могут вызвать агрессивные реакции: крики, метание предметов и даже попытки атаковать взрослого в знак протеста.
Хотя некоторые проявления гиперактивности, импульсивности и невнимательности могут встречаться у большинства детей, у здоровых детей эти эмоциональные колебания менее выражены, возникают реже и проще контролируются как самими детьми, так и их окружением. Здоровый ребенок обычно способен самостоятельно успокаиваться, управлять своими эмоциями и не поддаваться внешним раздражителям.
Важно отметить, что поведение детей с СДВГ часто не выделяется среди сверстников, что усложняет его диагностику.
Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Для эффективного лечения СДВГ требуется комплексный подход, включающий современные диагностические и терапевтические методы:
- Индивидуальные сеансы нейропсихологической реабилитации, проводимые специалистом, направлены на коррекцию психических процессов и развитие навыков саморегуляции через специализированные упражнения.
- Психотерапевтическая поддержка ребенка и его семьи включает консультации с психотерапевтом, тренинги для улучшения взаимодействия с родителями и развитие социальных навыков.
- Фармакотерапия предусматривает индивидуально подобранный курс лечения с использованием современных высокоэффективных препаратов, учитывающий особенности гиперактивных детей.
- Биологическая обратная связь (БОС) – это инновационный метод, который дает возможность детям самостоятельно управлять своим состоянием. Это достигается через выполнение специализированных компьютерных задач, цель которых - тренировка саморегуляции мозга.
Вылечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью в полной мере невозможно, но можно эффективно контролировать и снижать его проявления. Комплексный подход к лечению гиперактивных людей способствует значительному улучшению их качества жизни.
Диагностика
Неспособность сохранять спокойствие, проблемы с концентрацией и другие подобные признаки не всегда указывают на наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Эти проявления могут быть замаскированы под другие заболевания, такие как эпилепсия, умственная отсталость, гипертиреоз, проблемы со зрением или слухом, а также различные психические расстройства.
Для точной диагностики требуется проведение всестороннего клинического обследования, включающего лабораторные и инструментальные методы, консультации специалистов из разных медицинских областей и тщательный анализ медицинской истории пациента.
Некоторые специалисты утверждают, что определенные признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут проявиться еще в раннем детстве, уже в течение первых 3 лет жизни ребенка. Это дает возможность начать лечение на ранних этапах и своевременно скорректировать поведение детей, страдающих от гиперактивности. Среди таких признаков:
- неспособность играть в спокойные игры и долгое сохранение места;
- резкое возбуждение после сна;
- продолжительный сон;
- фотобоязнь, реакция на громкие звуки, страх перед незнакомцами.
Диагноз СДВГ подтверждается, если у ребенка проявляются не менее шести характерных симптомов на протяжении более полугода и они обнаружены до восьмилетнего возраста.
Для установления диагноза проводится всеобъемлющая диагностика, которая включает оценку уровня и типа гиперактивности у детей. В процессе обследования используются следующие методы:
- анализ электрической активности мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ);
- изучение кровотока в сосудах головного мозга с использованием ультразвуковой допплерографии;
- создание трехмерного изображения мозга с применением компьютерной томографии (КТ) или магнитно-резонансной томографии (МРТ);
- проведение тестов на вызванные потенциалы, что помогает выявить даже мельчайшие изменения в электрической активности мозга и оценить работу слуховых, зрительных и других функций.
Кроме того, часть диагностики включает консультации с педиатрами-неврологами, психиатрами и специалистами по логопедии.
Общий вывод
Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это сложное психическое расстройство, которое требует комплексного подхода к диагностике и лечению. Несмотря на то, что его проявления могут быть разнообразными и иногда незаметными на первый взгляд, своевременное обнаружение и адекватная коррекция расстройства могут помочь улучшить качество жизни пациента.
Важно помнить, что успешное лечение СДВГ требует не только медицинского вмешательства, но и сотрудничества семьи, школы и общества в целом. Только объединив усилия, можно обеспечить детям, страдающим этим расстройством, необходимую поддержку и помощь для преодоления вызовов, связанных с этим состоянием, и помочь им раскрыть свой потенциал.
Признаки повышенной активности у ребенка могут успешно корректироваться. Эксперты из Медицинского центра «XXI век» проведут всестороннее обследование, целью которого будет выявление причин гиперактивности ребенка. При необходимости будет предложен комплексный подход к лечению, включающий медикаментозную терапию, психотерапевтические методики и другие эффективные стратегии.
Список литературы:
- Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) / NHS. 2021.
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5) / American Psychiatric Association. 2013.
- What is ADHD? / American Psychiatric Association. 2022.
- Корень Е. В., Куприянова Т. А. Гиперкинетические расстройства (СДВГ) / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России. М., 2015
- Song P., Zha M., Yang Q., et al.. The prevalence of adult attention-deficit hyperactivity disorder: A global systematic review and meta-analysis // J Glob Health. 2021. Vol. 11. P. 04009. doi:10.7189/jogh.11.04009
- Brahmbhatt K., Hilty D. M., Hah M., et al. Diagnosis and Treatment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder During Adolescence in the Primary Care Setting: A Concise Review // J Adolesc Health. 2016. Vol. 59(2). P. 135–143. doi:10.1016/j.jadohealth.2016.03.025