Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Статья проверена, медицинская информация верна

Команда авторов медицинского центра «XXI Век»
Обновлено 26 ноября 2025
  13 минут
  2409 просмотров

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является широко распространенной проблемой, затрагивающей около 5-10% детей школьного возраста. Недавние научные исследования показывают, что это расстройство не всегда проходит с течением времени, и многие продолжают испытывать его симптомы как в подростковом, так и во взрослом возрасте.

СДВГ является серьезным состоянием, способным существенно ограничить функциональные возможности человека и негативно сказаться на его физическом и психическом здоровье. Более того, часто СДВГ сопровождается другими психическими расстройствами, в основном связанными с поведением и психическим состоянием.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, код по МКБ-10 – F90.0) представляет собой психическое или неврологическое расстройство, характеризующееся тремя основными признаками: повышенной активностью, импульсивностью и неспособностью к длительной концентрации внимания.

Это расстройство часто вызывает трудности в управлении поведением как у детей, так и у взрослых. Импульсивные поступки людей с СДВГ могут провоцировать конфликты в семье, среди друзей или на работе. В результате этого могут развиваться дополнительные психологические или психиатрические осложнения, такие как низкая самооценка и депрессия. Данное заболевание лечит врач невролог или психиатр.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Причины СДВГ

Предполагается, что данное расстройство обусловлено сложным взаимодействием различных биологических факторов. Эти факторы приводят к нарушению формирования структур мозга и последующей дисфункции центральной нервной системы.

Среди возможных причин СДВГ выделяют:

  1. Генетическую предрасположенность. Часто СДВГ имеет наследственный характер. Исследования показывают, что дети, чьи родители страдали этим расстройством, значительно чаще проявляют симптомы. Также обнаружены мутации в генах, контролирующих допаминовые рецепторы и транспортеры.
  2. Пренатальные и перинатальные факторы. Возраст матери, стресс, хронические заболевания, а также вредные привычки во время беременности играют важную роль в развитии болезни. Кроме того, условия рождения, включая гипоксию плода и родовые травмы, оказывают критическое влияние.
  3. Психосоциальные факторы. Семейные отношения и социальная среда существенно влияют на развитие СДВГ. Семейные конфликты, физическое наказание и чрезмерная опека могут негативно воздействовать на нервную систему.
  4. Биохимические факторы. Некоторые исследования связывают СДВГ с дисбалансом определенных веществ в организме, таких как салицилаты и соли тяжелых металлов, а также дефицитом железа, магния и омега-3 жирных кислот. Также имеются данные о связи расстройства с нарушением обмена углеводов.

Классификация синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности классифицируется по доминирующим в поведении признакам: гиперактивности, импульсивности и невнимательности.

Типы СДВГ по основным признакам:

  1. Гиперактивно-импульсивный тип. Встречается примерно у 15% детей, преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Дети с этим типом синдрома не боятся рисковать, что часто приводит к травмам, они нередко демонстрируют агрессивное поведение.
  2. Невнимательный тип. Чаще всего диагностируется у подростков и составляет около 30% случаев. Эти дети сталкиваются с проблемами концентрации на задачах, завершением дел и выполнением повседневных обязанностей. Они легко отвлекаются и испытывают трудности с сосредоточением на неинтересных заданиях.
  3. Смешанный тип. Наиболее распространенный, охватывает около 50–75% случаев. Он сочетает признаки гиперактивности, импульсивности и невнимательности. С возрастом гиперактивность и импульсивность могут уменьшаться, но проблемы с концентрацией внимания остаются.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности может проявляться в различных формах, как самостоятельно, так и в сочетании с другими нарушениями. Например, нередко он сопровождается оппозиционным расстройством, которое характеризуется непослушанием, агрессивностью и нарушением правил. В случае серьезных патологий, таких как аутизм или умственная отсталость, СДВГ может выступать вторичным элементом или частью общего клинического портрета, при этом основное внимание уделяется первичному расстройству.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется с разной степенью выраженности, что позволяет выделить несколько форм:

  1. Легкая форма – симптомы гиперактивности и импульсивности лишь немного превышают норму. Человек может проявлять чуть больше активности или эмоциональности, иногда быть рассеянным.
  2. Средняя форма – человек заметно более активен и впечатлителен, чем большинство других, а также более эмоционален. Он часто забывает вещи, быстро меняет интересы и испытывает сложности с длительным нахождением на одном месте.
  3. Тяжелая форма – выраженные проявления импульсивности и гиперактивности заметны даже при обычном общении. Человек часто меняет настроение, испытывает вспышки гнева и демонстрирует неподходящее поведение.

Признаки гиперактивности могут усиливаться в условиях стресса, сильных эмоций и при недостатке физической активности.

Симптомы СДВГ

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут различаться в зависимости от преобладания одного из признаков: гиперактивности, импульсивности, недостатка внимания или их комбинации.

  1. Гиперактивность. Проявляется в постоянной потребности двигаться и невозможности оставаться на одном месте. Это выражается в беспокойном сне, бесцельном беге, прыжках или лазании. Движения часто кажутся хаотичными и без определенной цели.
  2. Импульсивность. Характеризуется мгновенной реакцией на любые стимулы. Человек становится нетерпеливым, говорливым, часто перебивает других и вступает в разговор без ожидания своей очереди. Склонность к необдуманным и нелогичным поступкам, выражение эмоций без учета последствий приводит к частым конфликтам и риску получения травм.
  3. Дефицит внимания. Проявляется в неспособности сосредоточиться на задачах, которые не вызывают интереса, таких как выполнение рутинных заданий, изучение непривлекательного материала или запоминание несущественной информации.

С возрастом симптомы гиперактивности и импульсивности часто уменьшаются, но дефицит внимания нередко сохраняется. Однако, если ребенок увлечен чем-то интересным, он обычно не испытывает трудностей с концентрацией и может продолжать заниматься любимыми делами, смотреть мультфильмы или играть в свои любимые игры длительное время.

Симптомы СДВГ у детей:

  1. Ранние признаки у малышей. У детей с типичным СДВГ, особенно в смешанной форме, симптомы могут проявиться уже в возрасте 3-4 лет. Они становятся чрезвычайно активными, нетерпеливыми, быстро переходят к вспыльчивости, часто прыгают и бегают. Их импульсивность может привести к травмам как у них самих, так и у окружающих. Их поведением управляют эмоции. Важно помнить, что высокая активность и капризы у малыша не всегда означают наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Только квалифицированный специалист в области психиатрии может поставить точный диагноз.
  2. Нетерпение и импульсивность. Дети с СДВГ часто проявляют нетерпение, стремясь моментально достичь своей цели, не ждут своей очереди и перебивают взрослых, не соблюдая правила поведения. Некоторые из них плохо переносят поражения в играх и могут стать агрессивными при неудачах. После эмоциональных всплесков ребенок часто ощущает усталость, что проявляется капризами и плачем, а также возможны проблемы со сном. Родители часто описывают это состояние как "переутомление".
  3. Настойчивость и упрямство. Эти дети постоянно требуют внимания и общения, настойчиво добиваются своего, даже если получают отказ. Они могут не слушать объяснения и игнорировать призывы к дисциплине и послушанию.
  4. Трудности в обучении. Обучающие занятия с детьми с СДВГ представляют определенные трудности. Им сложно долго сидеть на месте и сосредотачиваться на задачах, они не могут довести их до конца. Забывчивость и рассеянность также создают проблемы. Например, начав играть в мяч, они могут отвлечься на что-то по дороге и забыть о мяче, если им не напомнят. Уроки, такие как изучение цифр или букв, быстро им надоедают.

Иными словами, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности испытывают значительные трудности с соблюдением правил поведения и выполнением заданий. Им сложно концентрироваться, доводить задачи до конца, запоминать информацию и длительное время внимательно слушать, что требует от них огромных усилий.

Попытки родителей контролировать поведение ребенка с импульсивным СДВГ, например, удерживая его на месте, чтобы он не бегал, могут вызвать агрессивные реакции: крики, метание предметов и даже попытки атаковать взрослого в знак протеста.

Хотя некоторые проявления гиперактивности, импульсивности и невнимательности могут встречаться у большинства детей, у здоровых детей эти эмоциональные колебания менее выражены, возникают реже и проще контролируются как самими детьми, так и их окружением. Здоровый ребенок обычно способен самостоятельно успокаиваться, управлять своими эмоциями и не поддаваться внешним раздражителям.

Важно отметить, что поведение детей с СДВГ часто не выделяется среди сверстников, что усложняет его диагностику.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Для эффективного лечения СДВГ требуется комплексный подход, включающий современные диагностические и терапевтические методы:

  1. Индивидуальные сеансы нейропсихологической реабилитации, проводимые специалистом, направлены на коррекцию психических процессов и развитие навыков саморегуляции через специализированные упражнения.
  2. Психотерапевтическая поддержка ребенка и его семьи включает консультации с психотерапевтом, тренинги для улучшения взаимодействия с родителями и развитие социальных навыков.
  3. Фармакотерапия предусматривает индивидуально подобранный курс лечения с использованием современных высокоэффективных препаратов, учитывающий особенности гиперактивных детей.
  4. Биологическая обратная связь (БОС) – это инновационный метод, который дает возможность детям самостоятельно управлять своим состоянием. Это достигается через выполнение специализированных компьютерных задач, цель которых - тренировка саморегуляции мозга.

Вылечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью в полной мере невозможно, но можно эффективно контролировать и снижать его проявления. Комплексный подход к лечению гиперактивных людей способствует значительному улучшению их качества жизни.

Диагностика

Неспособность сохранять спокойствие, проблемы с концентрацией и другие подобные признаки не всегда указывают на наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Эти проявления могут быть замаскированы под другие заболевания, такие как эпилепсия, умственная отсталость, гипертиреоз, проблемы со зрением или слухом, а также различные психические расстройства.

Для точной диагностики требуется проведение всестороннего клинического обследования, включающего лабораторные и инструментальные методы, консультации специалистов из разных медицинских областей и тщательный анализ медицинской истории пациента.

Некоторые специалисты утверждают, что определенные признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности могут проявиться еще в раннем детстве, уже в течение первых 3 лет жизни ребенка. Это дает возможность начать лечение на ранних этапах и своевременно скорректировать поведение детей, страдающих от гиперактивности. Среди таких признаков:

Диагноз СДВГ подтверждается, если у ребенка проявляются не менее шести характерных симптомов на протяжении более полугода и они обнаружены до восьмилетнего возраста.

Для установления диагноза проводится всеобъемлющая диагностика, которая включает оценку уровня и типа гиперактивности у детей. В процессе обследования используются следующие методы:

Кроме того, часть диагностики включает консультации с педиатрами-неврологами, психиатрами и специалистами по логопедии.

Общий вывод

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это сложное психическое расстройство, которое требует комплексного подхода к диагностике и лечению. Несмотря на то, что его проявления могут быть разнообразными и иногда незаметными на первый взгляд, своевременное обнаружение и адекватная коррекция расстройства могут помочь улучшить качество жизни пациента.

Важно помнить, что успешное лечение СДВГ требует не только медицинского вмешательства, но и сотрудничества семьи, школы и общества в целом. Только объединив усилия, можно обеспечить детям, страдающим этим расстройством, необходимую поддержку и помощь для преодоления вызовов, связанных с этим состоянием, и помочь им раскрыть свой потенциал.

Признаки повышенной активности у ребенка могут успешно корректироваться. Эксперты из Медицинского центра «XXI век» проведут всестороннее обследование, целью которого будет выявление причин гиперактивности ребенка. При необходимости будет предложен комплексный подход к лечению, включающий медикаментозную терапию, психотерапевтические методики и другие эффективные стратегии.

Список литературы:

  1. Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) / NHS. 2021.
  2. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5) / American Psychiatric Association. 2013.
  3. What is ADHD? / American Psychiatric Association. 2022.
  4. Корень Е. В., Куприянова Т. А. Гиперкинетические расстройства (СДВГ) / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России. М., 2015
  5. Song P., Zha M., Yang Q., et al.. The prevalence of adult attention-deficit hyperactivity disorder: A global systematic review and meta-analysis // J Glob Health. 2021. Vol. 11. P. 04009. doi:10.7189/jogh.11.04009
  6. Brahmbhatt K., Hilty D. M., Hah M., et al. Diagnosis and Treatment of Attention Deficit Hyperactivity Disorder During Adolescence in the Primary Care Setting: A Concise Review // J Adolesc Health. 2016. Vol. 59(2). P. 135–143. doi:10.1016/j.jadohealth.2016.03.025

Поделиться

Получите консультацию специалистов

Перицкий Андрей Владимирович
Перицкий Андрей Владимирович
Начмед по педиатрии
Якушкина Ирина Михайловна
Якушкина Ирина Михайловна
Педиатр, Нефролог
Перицкий Сергей Андреевич
Перицкий Сергей Андреевич
Педиатр, Эндокринолог
Молодых Екатерина Борисовна
Молодых Екатерина Борисовна
Педиатр, Гастроэнтеролог
Дуброва Наталья Михайловна
Дуброва Наталья Михайловна
Педиатр
Проклова Анна Вячеславовна
Проклова Анна Вячеславовна
Педиатр
Бирюкова Ольга Евгеньевна
Бирюкова Ольга Евгеньевна
Педиатр
Герасимова Светлана Валерьевна
Герасимова Светлана Валерьевна
Педиатр
Плешакова Наталия Вадимовна
Плешакова Наталия Вадимовна
Педиатр