Синдром Аспергера — это врожденное нарушение развития, которое влияет на социальное взаимодействие. Люди с этим синдромом испытывают трудности в общении, выражении своих мыслей и понимании эмоций других людей.
Для них характерны повторяющиеся действия, ограниченные интересы и неуклюжесть в движениях. Однако их речь и уровень интеллекта остаются в пределах нормы, а у некоторых людей с синдромом Аспергера даже есть выдающиеся способности.

В Международной классификации болезней (МКБ-10) синдром Аспергера классифицируется как расстройство аутистического спектра. Эти заболевания проявляются в трудностях с социальным взаимодействием и общением, а также в наличии стереотипов и ограниченных интересов.
Другая группа людей, поддерживающих идею нейроразнообразия, предлагает исключить синдром Аспергера из классификаций. Они считают, что диагноз приводит к навешиванию ярлыков и дискриминации людей из-за анатомических различий в развитии нейронов, которые влияют на работу мозга по сравнению с большинством людей.
Сторонники этой точки зрения разделяют людей на 2 группы: нейротипичных и нейроотличных.
Ранние проявления синдрома Аспергера у ребенка зачастую возникают в младенческий период (до 1 года) или в раннем детстве (от 1 до 3 лет). Обычно заболевание определяется в школьный период. Несмотря на то что индивидуальные симптомы могут отличаться у разных детей, существуют общие характеристики, связанные с синдромом Аспергера.
У детей возникают сложности с распознаванием чувств, мыслей и эмоций других людей. Когда обычный человек пытается предсказать действия другого, он представляет себя на месте этого человека и прогнозирует, как тот будет действовать и что при этом ощущать.
Люди с синдромом Аспергера испытывают затруднения в понимании эмоций и переживаний других людей. Из-за этого их часто считают бесчувственными и прямолинейными в общении. Они могут не осознавать, почему определенные слова кого-то задевают, например почему нельзя считать кого-то глупым, если ему нравится синий цвет. Таким образом, при синдроме Аспергера нарушается способность к социальному взаимодействию.
Состояние влияет на коммуникацию и установление дружеских отношений, что усложняет развитие социальных способностей. В результате возникает обособленность. Но исследования показывают, что в глубине души эти дети жаждут общения — они чувствуют себя одинокими и не понимают, почему их отвергают сверстники.
Невербальное общение состоит из зрительного контакта, мимики, жестов и языка тела. У людей с синдромом Аспергера эти аспекты нарушены. Например, во время беседы они могут либо избегать прямого взгляда в глаза собеседнику, либо смотреть на него слишком пристально. Обычные люди замечают, когда их поведение смущает партнера, но человек с синдромом Аспергера может не обратить на это внимания.
Пациенты испытывают трудности в интерпретации выражений лиц окружающих. Их собственная мимика невыразительна, что создает впечатление безразличия. Поэтому окружающим сложно понять, радуются они или грустят.
Жестикуляция у таких людей может быть недостаточной или избыточной. Иногда они принимают необычные положения тела, так как им сложно управлять своими движениями. В результате дети часто становятся объектами насмешек своих сверстников.
У людей с синдромом Аспергера речь обычно хорошо развита, они легко подбирают слова и составляют предложения. Однако существуют определенные особенности речевого поведения.
Люди с этим синдромом используют речь как инструмент для передачи информации, а не для общения. Поэтому она звучит монотонно и ритмично, напоминая «механический» голос. Они воспринимают слова буквально, поэтому им трудно понимать аллегории, метафоры, сарказм и намеки. Также они неправильно используют интонацию и тон голоса, например, говорят слишком громко в неподходящих ситуациях.
Речь у ребенка с синдромом Аспергера зачастую отличается сложностью, строгостью и упорядоченностью. К примеру, малыш дошкольного возраста может разговаривать в манере, которая больше подошла бы профессору университета. Многие люди с этим синдромом употребляют в речи выдуманные, устаревшие слова или необычные их комбинации. Некоторые обладают превосходным писательским талантом, однако испытывают трудности в общении.
У людей с синдромом Аспергера нередко отмечается нарушение сенсорного восприятия, которое может быть усиленным или ослабленным и воздействовать на один или несколько органов чувств одновременно.
Наиболее распространена измененная слуховая чувствительность. Некоторые звуки могут вызывать неприятные ощущения у человека с синдромом Аспергера, в то время как окружающие их не замечают, например, шум пылесоса, звонок телефона или звук щелчка колпачком ручки.
Эти люди чувствуют дискомфорт при физическом контакте, включая объятия, однако другие тактильные ощущения, такие как вибрация стиральной машины, могут приносить им удовольствие.
Люди с синдромом Аспергера имеют уникальные предпочтения в еде, связанные с консистенцией, запахом, температурой или вкусом продуктов. Некоторые из них должны предварительно потрогать еду перед употреблением. У других различия в структуре блюд вызывают неприятные ощущения, например, комочки в каше или овощи с макаронами.
Некоторые люди с синдромом Аспергера страдают от искаженного зрительного восприятия, видят цвета слишком яркими или тусклыми, обращают внимание на мельчайшие детали, такие как рисунок на ковре или движение пылинок в солнечных лучах. Были случаи, когда человек не мог разглядеть объект прямо перед собой, например, ребенок не видел книгу на столе, хотя остальные указывали на нее.
У некоторых детей с синдромом Аспергера отмечается замедленное развитие моторных навыков и повышенная неловкость, что усложняет их общение со сверстниками. Им трудно заниматься спортом, ловить мяч или играть на детской площадке, даже если они наблюдают за другими детьми.
Эти дети сталкиваются с трудностями при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, использовании столовых приборов или ножниц. Из-за проблем с восприятием своего тела в пространстве люди с синдромом Аспергера часто спотыкаются, сталкиваются с предметами, проливают напитки и двигаются неестественно, им недостает плавности и координации движений.
Неверно полагать, что все люди с синдромом Аспергера обладают исключительными способностями. Несмотря на выдающиеся таланты в таких сферах, как иностранные языки, математика, пространственное мышление и музыка, у них могут быть проблемы с развитием других навыков. Например, им бывает сложно сосредоточиться и быстро переключаться между задачами.
Люди с синдромом Аспергера обладают исключительной способностью удерживать в памяти долгосрочные события, даты и факты, но при этом, они сталкиваются с проблемами в запоминании информации, необходимой для решения повседневных задач. Их рабочая память может быть меньше, чем у других. Ограниченная гибкость мышления затрудняет поиск альтернативных подходов к решению задач. Однако сложности в общении позволяют им тратить меньше времени на взаимодействие с окружающими и сосредоточиться на других сферах деятельности, что способствует глубокому изучению интересующих их областей.
Когда необходимая поддержка отсутствует, социальная изоляция людей с синдромом Аспергера усугубляется, дети испытывают трудности в обучении, могут развиться другие психические расстройства, например тревожность, депрессия, проблемы с питанием, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Если имеется диагностированное психическое расстройство, при лечении могут применяться определенные психофармакологические препараты (только по рекомендации врача - психиатра).
Проявления синдрома Аспергера у детей могут быть замечены родителями, педагогами, психологами и врачами разных специализаций, которые следят за развитием малышей (педиатрами, детскими неврологами, логопедами, детскими психологами и другими экспертами). Однако окончательное решение о постановке диагноза принимает детский или подростковый психиатр.
Чтобы диагностировать синдром Аспергера, используются анкеты, разговоры с родителями и учителями, наблюдение за ребенком и нейропсихологические тесты. Всемирная организация здравоохранения разработала критерии определения этого синдрома, оценивающие способность у ребенка к социальному взаимодействию. Иногда требуется неврологическая диагностика (электроэнцефалография и магнитно-резонансная томография головного мозга) для исключения органических поражений мозга.
Лечение синдрома Аспергера и других расстройств аутистического спектра (РАС) не предполагает применения лекарственных препаратов. Главная цель терапии – развитие социальных навыков, преодоление навязчивых моделей поведения и улучшение двигательных функций.
Созданы специальные программы, которые помогают детям развивать необходимые навыки и улучшать качество жизни. Занятия проводятся в домашней обстановке, в специализированных центрах или общеобразовательных учреждениях. В процессе участвуют психологи, логопеды, педагоги и, конечно, родители.
Применяемые программы:
Один из ключевых аспектов терапии синдрома Аспергера и аутизма — обучение родителей. Специалисты учат их правильному взаимодействию с детьми, у которых выявлен синдром Аспергера. Эффективное сопровождение ребенка помогает ему приобрести нужные навыки и создает благоприятные условия для развития.
Синдром Аспергера входит в группу аутистических расстройств. Он влияет на социальное взаимодействие, общение и интересы человека. Его проявления включают ограниченный круг интересов, повторяющиеся модели поведения и трудности в установлении социальных связей.
Методы диагностики и лечения фокусируются на раннем выявлении, индивидуальной поддержке и проведении различных терапевтических мероприятий, преимущественно без применения лекарств.
В Медицинском центре «XXI век» помогут своевременно обнаружить и установить диагноз этого синдрома. Специалисты разработают индивидуальную программу лечения для улучшения качества жизни пациента.
Список литературы: