Нарушения мышечного тонуса – распространенная проблема в педиатрии, имеющая различные причины. Она затрагивает детей с рождения до подросткового возраста. Длительное повышение мышечного тонуса ограничивает способности ребенка, приводит к двигательным проблемам и сложностям в уходе за собой, поэтому это состояние требует повышенного внимания со стороны педиатров, неонатологов и детских неврологов.
Мышечный гипертонус у детей (код по МКБ-10: Р94.1) – это состояние, когда мышцы находятся в повышенном тонусе даже в спокойном состоянии и во время сна. Оно встречается у 90 % новорожденных, при этом у большинства детей тонус приходит в норму к 4 месяцам. Если мышечный тонус сохраняется дольше, может потребоваться медицинская помощь.
Гипертонус мышц у детей может быть нормальным состоянием в младенческом возрасте, а также иметь патологическую природу в других возрастных группах.
Повышенный тонус отмечается при проблемах с опорно-двигательным аппаратом (приобретенных или врожденных), детском церебральном параличе и других заболеваниях.
Симптоматика может отличаться, в зависимости от степени тяжести гипертонуса и его формы. В первые месяцы жизни новорожденных отмечается естественный гипертонус, обусловленный тем, что во время внутриутробного развития они находились в позе эмбриона. Это состояние характеризуется умеренным напряжением сгибателей рук и ног при пониженном тонусе разгибателей.
Если у малыша отмечается патологический гипертонус, сокращение сгибательных мышц происходит чрезмерно, при пассивных движениях оно не преодолевается. Мышечный тонус приобретает асимметричный характер, значительно усиливается в положении лежа на животе. Ребенок с трудом двигается, чувствуя скованность в теле, даже во время сна. Еще одним типичным признаком гипертонуса является отсутствие защитного рефлекса в виде поворота головы в сторону при лежании на животе.
В разные периоды развития у детей гипертонус может проявляться в 2 формах: спастичности и ригидности. В первом случае сопротивление мышц возникает в начале пассивного движения, а во втором напряжение остается постоянным, симптомы усугубляются при многократном повторении движений и прерывистом сопротивлении.
У детей старшего возраста патологический гипертонус мышц может быть связан с определенными заболеваниями:
Развитие мышечной системы ребенка начинается еще в утробе матери на 7–8 неделе беременности. После рождения процесс продолжается, и сначала формируется мускулатура, необходимая малышу в соответствии с возрастом. Сначала укрепляются мышцы живота и челюсти у грудничков. На втором году жизни начинают укрепляться мышцы спины и конечностей. Мышечная система продолжает развиваться на протяжении всего детства и подросткового периода.
Увеличение размеров и плотности миофибрилл (сократительных волокон) влияет на рабочие характеристики мышц. Активация мышечной ткани улучшает общую силу, помимо физиологического сокращения мышц. В раннем дошкольном и школьном возрасте мышцы не достигают полного расслабления, что снижает мобильность детей.
Врачи различают следующие видов гипертонуса:
Повышенный тонус у новорожденных может быть связан с нарушениями в работе нервной системы. Если не обращать внимания на проблему, ситуация ухудшится. Сначала станут заметны двигательные нарушения у малыша, затем возникнут сложности с мелкой и крупной моторикой, координацией и речью. Возможно появление проблем с походкой и осанкой, а также задержка развития. Все это указывает на необходимость внимательного наблюдения за состоянием ребенка со стороны родителей. Своевременное выявление проблем, определение их причин и адекватное лечение являются основой для здоровья и правильного развития малыша.
Обращаться к врачу при гипертонусе у ребенка следует в следующих случаях:
Диагностикой состояния занимается детский невролог или педиатр. Для определения гипертонуса у детей врач проводит обследование ребенка, анализируя его движения и способность переворачиваться со спины на бок и на живот. Эксперт изучает, как ребенок управляет своими руками и ногами, двигается, сидит или держит голову, и насколько легко ему даются эти действия. Это часть неврологического обследования, которое проходит без боли и не требует специальных инструментов, кроме рефлекторного молоточка.
Для определения точного местоположения пораженной области необходимо дополнительное обследование. В этих целях ребенку проводят магнитно-резонансную томографию (МРТ) или компьютерную томографию (КТ), которые помогают изучить структуру головного и спинного мозга. Чтобы оценить функционирование мышц и нервов, применяется электромиография. В рамках лабораторных исследований проводятся общий анализ крови и мочи, а также определение уровня билирубина, глюкозы, кальция и активности щелочной фосфатазы.
Коррекцию усиленного тонуса рекомендуется начинать с массажа. Метод помогает интенсивно воздействовать на тело ребенка, снижая или устраняя спазмы. Лечебный массаж уравновешивает напряжение мышц, создавая тем самым благоприятные условия для дальнейшего развития. Врач определяет частоту сеансов массажа и их количество, основываясь на степени гипертонуса малыша и прочих медицинских показателях.
Еще одним действенным методом является лечебная физкультура (ЛФК). Для малышей пассивные упражнения ограничены. Если гипертонус сохраняется и в старшем возрасте, следует пройти специализированный курс кинезитерапии. Лечебное плавание полезно для всех возрастных групп, оно помогает снять напряжение с мышц, увеличить гибкость и улучшить координацию движений.
Физические методы лечения имеют большое значение в борьбе с патологическим гипертонусом. Электрофорез, ультразвуковая терапия, магнитотерапия и грязелечение показывают хорошие результаты. Эти физиотерапевтические подходы уменьшают мышечное напряжение, стимулируют кровоток и обмен веществ в тканях. Для поддержания здоровья рекомендуется регулярно посещать санатории и курорты.
Медикаментозное лечение повышенного мышечного тонуса проводится при неврологических проблемах, когда остальные методы не дают результата. Лекарства также помогают привести мышечный тонус в норму, создавая оптимальные условия для занятий лечебной физкультурой, массажем и физиотерапией. Для коррекции гипертонуса у детей используются такие препараты:
Терапия и восстановление при гипертонусе у детей сосредоточены на оптимизации двигательных способностей, совершенствовании моторных умений и снижении негативных последствий, связанных с этим состоянием.
Основные методы реабилитации включают:
Раннее вмешательство и комплексная реабилитация помогут вашему ребенку успешно преодолеть гипертонус и достичь оптимального развития.
Профилактика заболеваний у плода начинается еще во время беременности. Будущая мама проходит осмотр как минимум три раза за весь период вынашивания. Если беременность протекает сложно, женщине советуют постоянно наблюдаться у врачей.
Для предотвращения ухудшения состояния при гипертонусе важно выявить его на ранней стадии. Поэтому педиатры проводят осмотры детей с повышенным мышечным тонусом каждые два года.
Неврологическое обследование новорожденного включает посещение младенца дома после выписки из родильного дома, а затем один раз в три месяца до достижения ребенком одного года. Младенцы в возрасте от 12 до 24 месяцев должны проходить неврологическое обследование каждые 6 месяцев. Также для оценки состояния тканей головного мозга рекомендуется выполнять нейросонографию ежегодно.
Повышенный мышечный тонус у детей может вызвать затруднения в движениях и моторном развитии. Рекомендуется обратиться к специалистам Медицинского центра «XXI» век для предотвращения негативных последствий последующего развития ребенка.
Литература:
В раннем детстве повышенный мышечный тонус вызывает проблемы с координацией движений и мелкой моторикой. Младенцы с трудом переворачиваются, не умеют сидеть и держать голову. В дошкольном возрасте дети с таким нарушением испытывают трудности при письме, рисовании и манипулировании предметами. В этот период гипертонус может замедлить развитие физических навыков, таких как бег, прыжки и спортивные упражнения.
Воздействие гипертонуса на способность ребенка самостоятельно выполнять задачи может варьироваться в зависимости от степени и локализации мышечного напряжения. Например, при спастическом типе детского церебрального паралича гипертонус может вызвать проблемы с координацией движений, неправильное расположение конечностей и искривление тела.
Дети с гипертонусом часто сталкиваются с трудностями при выполнении повседневных задач, таких как одевание, ходьба, письмо, рисование и занятия спортом. Участие родителей и учителей в образовательном процессе является ключевым фактором для успешного преодоления этих сложностей.
Избыточное напряжение у детей может негативно повлиять на их взаимодействие с окружающими. Патологическое увеличение мышечного тонуса может быть вызвано разными факторами, включая детский церебральный паралич, перинатальные аномалии, болезни нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В результате ребенок сталкивается с трудностями в общении с другими детьми и взрослыми, что влечет за собой социальную изоляцию и проблемы в учебе.