Аутизм у детей

Статья проверена, медицинская информация верна

Команда авторов медицинского центра «XXI Век»
Обновлено 26 ноября 2025
  13 минут
  420 просмотров

Детский аутизм является распространенным заболеванием по всему миру. По статистике этому расстройству больше подвержены мальчики, чем девочки. Заболевание чаще всего передается по наследству, однако есть и другие причины его возникновения. Расскажем, как проявляется детский аутизм, а также о методах его диагностирования и корректировки.

Аутизм у детей

Причины расстройства у детей

Аутизм у детей представляет собой сложное психическое расстройство, которое характеризуется трудностями в коммуникации с людьми и наличием повторяющегося поведения. Точные причины заболевания на сегодняшний день не выявлены, однако наука склоняется к тому, что главными виновниками «поломки» в психике служит генетика, а экологический фактор повышает риски.

Как показывают исследования, наследственный фактор играет важнейшую, если не первичную роль. Причиной расстройства также становятся мутации в генах.

Окружающая среда — еще один фактор, влияющий на развитие заболевания. Токсичные вещества в воздухе могут оказать пагубное воздействие на организм беременной женщины и спровоцировать аутизм у плода. Стрессы и инфекции (в частности, краснуха, ветрянка и оспа), перенесенные будущей матерью, тоже могут стать причиной данного расстройства.

Аутизм у детей не может быть следствием «неправильного» воспитания или влияния социума. Заболеванию способствует комплекс факторов, влияющих на развитие психики ребенка. Примечательно, что по статистике аутизм чаще встречается у мальчиков — в соотношении 3,8 к 1. При этом отмечено, что девочки с аутизмом, по сравнению с мальчиками, более скрытные и целеустремленные.

Существует мнение, что аутизм у девочек диагностируют реже из-за социальных предубеждений. Если девочка тихая и спокойная, стремится к уединению, это списывается на черты ее характера, которые одобряются в обществе и считаются «женскими». Хотя на самом деле у ребенка может быть скрытая форма аутизма.

В мировом научном сообществе нет единой точки зрения, к чему именно относится данное расстройство. В России оно признано психическим заболеванием, но ряд зарубежных ученых считают аутизм особенным психоэмоциональным состоянием.

Классификация расстройства аутизм у детей

Аутизм — это целый спектр заболеваний, известных под аббревиатурой РАС (расстройства аутистического спектра). Вот что входит в эту классификацию:

  1. Собственно аутизм. У детей с таким расстройством ограничены интересы, им свойственно репетитивное поведение (с повторением одних и тех же жестов, слов, действий), также они испытывают проблемы при общении.
  2. Синдром Аспергера. У детей с этим синдромом наблюдается развитый интеллект, но есть трудности в установлении социальных контактов. При должном лечении и усилиях к адаптации синдром Аспергера не мешает нормальной жизни.

Такой вид расстройства был у одной из участниц популярного шоу «Топ-модель по-американски» Хизер Кузьмич, которая смогла войти в пятерку финалисток. Ее дальнейшая карьера и жизнь сложились успешно.

  1. Детское дезинтегративное расстройство, которое возникает у ребенка после двух лет нормального развития. Встречается реже, чем аутизм и синдром Аспергера. Ребенок с таким расстройством теряет уже ранее обретенные навыки и умения, не может контролировать биологические процессы, например, мочеиспускание и испражнение кишечника. Нередко детское дезинтегративное расстройство приводит к умственной отсталости.
  2. Синдром Ретта. Встречается довольно редко и в основном у девочек, мальчики с этим синдромом чаще всего не выживают. У такого ребенка нарушены движения, наблюдается потеря обретенных навыков, а также развиваются проблемы с коммуникацией. У синдрома Ретта есть четыре стадии: стагнация — с потерей интереса к играм, регресс — утрата навыков, третья, когда в младшем школьном возрасте наблюдаются признаки умственной отсталости, и четвертая — к 10 годам у ребенка атрофируются мышцы, и он не может себя самостоятельно обслуживать.

Есть еще одна классификация заболевания, в основе которой лежит определенная совокупность симптомов. Выделяют три степени расстройства:

  1. Скрытая. Человек может прожить с ним всю жизнь, так и не узнав о своей особенности. Как правило, люди со скрытой степенью аутизма замкнуты и малообщительны, что они сами и их близкие воспринимают как черты характера.
  2. Атипичная. В этом случае у ребенка проявляется часть признаков РАС, которые можно заметить после трехлетнего возраста. Сюда относится синдром Аспергера, который определяется ближе к 10 годам. У ребенка наблюдается зацикленность на самом себе (эгоцентризм) и повышенная концентрация внимания на одном виде деятельности или предмете.
  3. Типичная. В этом случае присутствует почти весь спектр симптомов аутизма. Данная форма заболевания бывает легкой и тяжелой.

Классификация аутизма необходима для того, чтобы определить правильный подход к лечению ребенка. Исходя из каждого случая, составляется индивидуальная программа помощи и лечения.

Симптомы, на которые стоит обратить особое внимание при аутизме у детей

Один из главных признаков того, что у ребенка может быть аутизм — это трудности, которые он испытывает при коммуникации. Чаще всего симптомы впервые проявляются в возрасте до трех лет. Наблюдая за ребенком, можно заметить необычное поведение — оно значительно отличается от поведения других детей.

Проявления заболевания у детей:

  1. Проблемы социального характера. Детям с аутизмом трудно установить контакт с ровесниками и взрослыми. Это проявляется в неумении считывать невербальные сигналы людей. Маленький аутист не проявляет чувств к родителям и сверстникам, избегая телесных контактов (например, на просьбу передать предмет бросает его на пол, чтобы не соприкасаться руками) и взгляда глаза в глаза (или смотрит словно сквозь человека).
  2. Интересы ребенка ограничены. Таким детям свойственно повторяющееся поведение, а также особая фиксация на предмете, вызвавшем любопытство. При этом другие предметы могут полностью игнорироваться.
  3. Стремление к уединению, чтобы погрузиться в свой мир. Ребенок равнодушен к играм, где нужно взаимодействовать с другими детьми, и отказывается брать на себя какую-либо социальную роль. Например, не возится с куклами/машинками, не играет в школу/магазин/больницу.
  4. Ограниченная мимика и жестикуляция. Малыш-аутист редко улыбается и выражает эмоции. Жесты же использует, чтобы заявить о своих первичных потребностях, например, чтобы ему дали поесть.
  5. Гиперчувствительность. Например, ребенок-аутист может раздражаться от определенных звуков, которые обычный ребенок воспринимает нейтрально. Нестандартную реакцию способны вызвать также прикосновения, цвета, вкусы.
  6. Проблемы с речью. Словарный запас ребенка-аутиста, как правило, скуден. Дошкольник использует заученные фразы, и чаще всего это «бытовые» глаголы: есть, спать, пить и так далее. Кроме того, малыш может говорить о себе как «о ней» или «о нем», то есть в третьем лице. На заданный вопрос нередко отвечает тем же вопросом, не делится своими впечатлениями через слова, в отличие от обычных детей.

То, что маленький аутист холоден в проявлении эмоций к окружающим, не означает, что у него нет страха остаться без родительской защиты. Отсутствие мамы и папы поблизости, как утверждают исследования, вызывает у таких детей стресс. При этом малыш не может выразить свое беспокойство плачем и криками.

У многих детей может наблюдаться снижение интеллекта в той или иной степени, однако это не характерно для тех, у кого диагностируется синдром Аспергера. У таких ребят, напротив, уже в раннем детстве присутствуют ярко выраженные таланты и способности.

Чем раньше родители обратятся к специалисту при первых подозрениях на РАС, тем раньше можно начать адаптацию ребенка к обществу. У каждого аутизм проявляется по-разному, поэтому здесь важен индивидуальный подход.

Можно ли вылечить аутизм?

Сразу стоит сказать, что лечения аутизма не существует. Максимум, на что способна медицина, это скорректировать течение заболевание. Нет лекарств, которые прописывают пациентам на постоянной основе, чтобы улучшить их состояние. Медикаменты показаны лишь в тех случаях, когда ребенок проявляет агрессию, страдает бессонницей и/или тревожностью, имеет проблемы с желудочно-кишечным трактом и в других случаях.

Также малышу-аутисту могут назначить безглютеновую диету и фитотерапию, однако это не более чем рекомендация. Если нет противопоказаний, дефектологи советуют завести питомца — это поможет девочке или мальчику научиться контактировать с живым существом, так как ребята с РАС обычно любят братьев меньших.

Что еще поможет ребенку улучшить его состояние:

  1. Улучшение навыков общения. Постоянная речевая практика научит обращаться за помощью к взрослым при необходимости. При тяжелой форме расстройства дети и родители формируют взаимную коммуникацию при помощи специальных карточек.
  2. Обращение к логопеду. Языковая терапия поможет скорректировать речь и расширить лексикон, чтобы ребенок не повторял постоянно одни и те же слова.
  3. Обучение самообслуживанию. Ребенку прививают бытовые навыки: почистить зубы, сходить в туалет, помыться в душе. Как правила, эти рутинные действия даются ребятам-аутистам с трудом, поэтому родителям понадобится определенное количество времени и терпение.
  4. Занятия с педагогом-дефектологом, психотерапевтом или психиатром (в зависимости от тяжести РАС). Программа коррекции со специалистом поможет ребенку разобраться с собой и адаптироваться в социуме. Крайне желательно, чтобы консультации проводил один специалист, настроенный на долгую работу. Аутисты трудно привыкают к новым людям, и смена психотерапевта/психиатра может усугубить их состояние.
  5. Приобщение к физической активности. В сложных случаях лучше обратиться к специалисту или записаться в группу, куда ходят дети-аутисты. Командные виды спорта для таких ребят нежелательны, однако если ваши дочь или сын стремятся взаимодействовать во время игр с другими, не стоит этому препятствовать.

Также ребенок с РАС может заниматься плаванием, кататься на коньках и даже попробовать свои силы в боевых искусствах — это вид спорта не только укрепляет физическую форму, но и повышает самооценку. Однако и в этом случае нужен индивидуальный подход и желание самого ребенка.

Различные методы коррекции аутизма помогают детям успешно развивать свой потенциал и интегрироваться в общество. Важен индивидуальный подход и внимательное отношение к ребенку и его потребностям. И, конечно, своевременное обращение к специалистам.

Диагностика расстройства у ребенка при аутизме у детей

Специалист получает от родителей всю информацию о симптомах и акцентирует внимание на поведении маленького пациента, после чего дает оценку состояния ребенка. При уточнении диагноза используются методики ADOS-II и ADI-R. Рассмотрим подробнее, в чем их суть.

ADOS-II представляет собой тестирование, которое проводится психиатром или психологом. Как это происходит: ребенку предлагают выполнить задания под видом игры, а специалист в это время наблюдает за процессом.

Предусмотрено несколько модулей тестирования, которые отличаются уровнем сложности. Первый используется для тех, кто говорит только отдельные слова, второй — для умеющих конструировать предложения, третий — для свободно разговаривающих, четвертый — для подростков, которые легко общаются.

В процессе тестирования с помощью игрушек создаются ситуации, в которых ребенок должен справиться с определенным заданием. Доктор в это время наблюдает его за мимикой, жестами, словами и ходом действий. Тестирование длится около 60 минут. Процесс, как правило, записывается на видео, которое позже просматривает специалист. Исходя из увиденного, он оценивает состояние и пишет заключение.

Помимо ADOS-II существует еще и такой вид диагностики, как ADI-R. Это интервью из ста вопросов, только вопросы задаются не пациенту, а его родителям или другим близким родственникам. Вот что у них выясняют:

Детям с установленным диагнозом предлагают провести генетическое обследование с профильными специалистами.

Также существуют инструментальные методы диагностики РАС. К ним относятся компьютерная томография (КТ) и электроэнцефалография (ЭЭГ). А вот магнитно-резонансная томография (МРТ), напротив, не показана детям с РАС. Результаты такого исследования просто бесполезны в случае с аутизмом. Однако МРТ может показать наличие других расстройств, например, эпилепсии.

Общий вывод

Аутизм у детей, к сожалению, остается неизлечимым заболеванием, однако это вовсе не повод отчаиваться, ведь расстройство поддается корректировке. Чем раньше поставлен диагноз, тем больше у ребенка возможностей жить полноценно и творчески. Однако многое зависит от тяжести заболевания, ведь в серьезных случаях самостоятельная жизнь просто невозможна.

Главные признаки РАС — повторяющееся поведение и проблемы с коммуникацией. Нередко скрытая форма расстройства воспринимается как особенность характера — ребенок тихий, склонен играть сам с собой, не любит прикосновений, не повторяет поведение взрослых. Здесь важно внимательно понаблюдать и при подозрениях на аутизм отвести дочь/сына к специалисту.

Диагностика проводится с помощью тестирования, в виде игр. Родителям также предстоит ответить на ряд вопросов о поведении своего ребенка. Исходя из полученных данных, ставится диагноз.

Многие люди с аутизмом успешно себя реализуют в жизни, заводят семьи, занимаются творчеством. РАС — не приговор, если с ним качественно работать.

Список литературы:

  1. Клинические рекомендации «Расстройства аутического спектра» Дети. Разраб.: Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику. – 2020.
  2. О.С. Никольская. Альманах института коррекционной педагогики "Детский аутизм: пути понимания и помощи". Психологическая классификация детского аутизма (№18/2014)

Поделиться

Получите консультацию специалистов

Перицкий Андрей Владимирович
Перицкий Андрей Владимирович
Начмед по педиатрии
Якушкина Ирина Михайловна
Якушкина Ирина Михайловна
Педиатр, Нефролог
Перицкий Сергей Андреевич
Перицкий Сергей Андреевич
Педиатр, Эндокринолог
Молодых Екатерина Борисовна
Молодых Екатерина Борисовна
Педиатр, Гастроэнтеролог
Дуброва Наталья Михайловна
Дуброва Наталья Михайловна
Педиатр
Проклова Анна Вячеславовна
Проклова Анна Вячеславовна
Педиатр
Бирюкова Ольга Евгеньевна
Бирюкова Ольга Евгеньевна
Педиатр
Герасимова Светлана Валерьевна
Герасимова Светлана Валерьевна
Педиатр
Плешакова Наталия Вадимовна
Плешакова Наталия Вадимовна
Педиатр