Атипичный аутизм

Статья проверена, медицинская информация верна

Команда авторов медицинского центра «XXI Век»
Обновлено 20 ноября 2025
  15 минут
  3608 просмотров

Атипичный аутизм — это психоневрологическое заболевание, вызванное структурными нарушениями головного мозга. Расстройство сопровождается ограниченностью социального взаимодействия, проблемами с коммуникацией и поведением. Подобные симптомы характерны и для классического аутизма, но при атипичном они проявляются позже (после трех лет) и зачастую патология имеет размытую клиническую картину. Среди пациентов преобладают лица мужского пола.

Атипичный аутизм

Согласно МКБ-10 (международной классификации болезней), выделяют две основные разновидности атипичного аутизма у детей:

В течении атипичного психоза условно выделяют несколько стадий:

После завершения острого периода начинается постепенный выход из психоза. Восстанавливаются речевые навыки и частично связь с реальностью. Ребенок снова стремится изучать и познавать окружающий мир. Но при этом он остается эмоционально холодным и сохраняются стереотипные движения.

Причины атипичного аутизма

Физиологическая основа болезни — структурные нарушений разных отделов мозга. Они могут быть вызваны разными факторами.

Генетическая предрасположенность играет значимую роль в развитии патологии. У родственников пациентов с атипичным аутизмом чаще встречаются расстройства аутистического спектра, что указывает на наследственный компонент. Выявлено множество генов, мутации в которых повышают риск аутизма. Они участвуют в развитии нервной системы, формировании синапсов (контактов между нервными клетками), работе нейромедиаторных систем.

Факторы окружающей среды, воздействующие на плод во время беременности, также повышают вероятность атипичного детского аутизма. К ним относятся:

После рождения на развитие атипичного аутизма влияют тяжелые инфекции и травмы центральной нервной системы в первые годы жизни. Энцефалит (воспаление мозга), менингит (воспаление оболочек мозга), черепно-мозговые травмы иногда приводят к регрессу в развитии и появлению аутистических черт у ребенка.

Симптомы атипичного аутизма

Симптомы атипичного аутизма у детей во многом сходны с проявлениями классической формы заболевания, но могут отличаться по времени начала, степени выраженности и сочетанию. Ключевые признаки патологии:

Выраженность и сочетание признаков атипичного аутизма у детей индивидуальны и могут меняться с возрастом. У некоторых пациентов на первый план выходят нарушения социального взаимодействия, у других — стереотипное поведение или интеллектуальный дефицит.

Диагностика

Диагностика психоневрологического заболевания — сложный процесс, требующий комплексной оценки развития и поведения ребенка командой специалистов. Не существует единого медицинского теста или анализа, который мог бы однозначно подтвердить диагноз «атипичный аутизм».

На начальном этапе идет сбор анамнеза (истории развития) ребенка. Врач расспрашивает родителей о течении беременности и родов, наличии генетических заболеваний в семье, сроках появления навыков (улыбки, гуления, первых слов, ходьбы), особенностях поведения и общения. Важно отметить, были ли регресс (утрата) ранее приобретенных навыков или необычные реакции на сенсорные стимулы.

Также психиатр оценивает особенности контакта ребенка с окружающими, его реакцию на обращение, способность следовать инструкциям, вовлеченность в совместную деятельность. Отмечаются стереотипные движения, необычные интересы, эмоциональные проявления.

С помощью тестов интеллекта и адаптивного поведения (Векслера, Равена, Вайнленд) определяется уровень интеллектуального развития ребенка, выявляются сильные и слабые стороны познавательной сферы. При атипичном аутизме с олигофренией (умственной отсталостью) отмечается снижение умственных способностей.

В процессе логопедического обследования оценивается уровень речевого развития, особенностей коммуникации и понимания речи. Неврологический осмотр включает в себя оценку двигательного развития, координации, мышечного тонуса, рефлексов. У пациентов могут отмечаться неловкость, стереотипные движения, нарушения тонкой моторики.

Дополнительные методы обследования:

Лечение атипичного аутизма

Лечение атипичной формы аутизма — комплексный и долгосрочный процесс, направленный на улучшение адаптации пациента, развитие его коммуникативных и социальных навыков, коррекцию поведенческих нарушений. Единого универсального подхода не существует, терапия подбирается индивидуально с учетом особенностей развития, выраженности симптомов и сопутствующих расстройств. В лечении атипичного аутизма используются как медикаментозные, так и немедикаментозные меры.

Логопедическая коррекция направлена на развитие речи, альтернативных способов коммуникации (жестов, обмена картинками), обучение социальному использованию речи. Эрготерапия (трудотерапия) формирует навыки самообслуживания, улучшает тонкую моторику, сенсомоторную координации.

Обязательный этап терапии — обучение правилам социального взаимодействия, навыкам общения, распознаванию эмоций, адекватному поведению в различных ситуациях. Используются ролевые игры, социальные истории, видеомоделирование.

Лекарства не устраняют основные симптомы атипичного аутизма, но помогают в коррекции сопутствующих нарушений:

Эффективность лечения атипичного аутизма зависит от ранней диагностики, интенсивности и систематичности коррекционных мероприятий, сотрудничества команды специалистов и семьи. Важна преемственность помощи, адаптация терапевтических подходов к меняющимся потребностям пациента.

При тяжелых формах патологии с выраженным интеллектуальным дефицитом и поведенческими нарушениями может потребоваться пожизненная поддержка и уход. Но даже в этих случаях правильно организованная комплексная помощь способна существенно повысить качество жизни пациента и его семьи.

Осложнения

Атипичный аутизм — тяжелое нарушение развития, которое приводит к ряду осложнений, затрудняющих социальную адаптацию и снижающих качество жизни пациента и его семьи. Своевременная диагностика и терапия помогают предотвратить или смягчить некоторые из этих последствий.

Основные осложнения атипичного аутизма:

Профилактика

Современные подходы к профилактике атипичного аутизма включают меры на разных этапах — от прегравидарной подготовки (подготовки к зачатию) до постнатального периода (периода после рождения ребенка) и далее на протяжении всей жизни пациента.

Первичная профилактика (предотвращение развития расстройства):

Вторичная профилактика (ранняя диагностика и вмешательство):

Третичная профилактика (предотвращение осложнений и улучшение адаптации):

Хотя первичная профилактика не гарантирует полного предотвращения расстройства, вторичная и третичная при условии своевременной диагностики и правильной организации помощи способны значительно улучшить прогноз при атипичном аутизме и повысить качество жизни пациентов.

Список литературы:

  1. Бобылова М.Ю., Винярская И.В., Быстрова К.Ю., Нароваткина Ю.К. Атипичный аутизм у детей: особенности соматоневрологического статуса и амбулаторного наблюдения врачом общепедиатрического профиля // Русский журнал детской неврологии. – 2013 - № 4.
  2. Сербина Л.Ф. Исследование эффективности АВА-терапии в работе с детьми с атипичным аутизмом // Специальное образование. Материалы XIII международной научно-практической конференции. - 2017.
  3. Симашкова Н.В. Атипичный аутизм в детском возрасте: Автореферат диссертации/ – 2006.
  4. Кулина Д.Г., Яковлева Н.В. Родительское отношение к детям с расстройствами аутистического спектра// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2017.

Поделиться

Получите консультацию специалистов

Перицкий Андрей Владимирович
Перицкий Андрей Владимирович
Начмед по педиатрии
Якушкина Ирина Михайловна
Якушкина Ирина Михайловна
Педиатр, Нефролог
Перицкий Сергей Андреевич
Перицкий Сергей Андреевич
Педиатр, Эндокринолог
Молодых Екатерина Борисовна
Молодых Екатерина Борисовна
Педиатр, Гастроэнтеролог
Дуброва Наталья Михайловна
Дуброва Наталья Михайловна
Педиатр
Проклова Анна Вячеславовна
Проклова Анна Вячеславовна
Педиатр
Бирюкова Ольга Евгеньевна
Бирюкова Ольга Евгеньевна
Педиатр
Герасимова Светлана Валерьевна
Герасимова Светлана Валерьевна
Педиатр
Плешакова Наталия Вадимовна
Плешакова Наталия Вадимовна
Педиатр