Аффективно-респираторный синдром у детей — сложное и многогранное состояние, известное под различными названиями, включая гипервентиляционный синдром, психогенную одышку, невротическую гипервентиляцию и синдром вздохов.
Все эти термины отражают тесную связь между эмоциональными и дыхательными нарушениями. В этой статье мы подробно рассмотрим этот синдром, его причины, симптомы и методы лечения.

Аффективно-респираторный синдром (АРС) у детей — это особое функциональное расстройство, в основе которого лежит нарушение регуляции дыхания на фоне психоэмоционального напряжения. Эта патология характеризуется приступами учащенного и углубленного дыхания (гипервентиляцией), которые часто сопровождаются чувством нехватки воздуха и тревогой. Подобные приступы могут возникать на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения.
Выделяют несколько клинических вариантов АРС синдрома у детей:
АРС чаще встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста, с пиком заболеваемости в 5–8 лет. По данным различных исследований, распространенность синдрома в детской популяции варьирует от 1 до 5%. Мальчики и девочки страдают с примерно одинаковой частотой, хотя некоторые специалисты отмечают небольшое преобладание лиц женского пола.
Следует подчеркнуть, что аффективно-респираторный синдром относится к функциональным расстройствам и не связан с органической патологией дыхательной или нервной систем. Однако он снижает качество жизни ребенка и требует комплексной коррекции с участием педиатра, психолога, невролога.
Своевременное распознавание АРС и адекватная коррекция позволяют достичь хороших результатов и предотвратить хронизацию расстройства. При благоприятном течении, большинство детей «перерастает» аффективно-респираторный синдром к подростковому возрасту.
Аффективно-респираторный синдром у детей — это расстройство, которое может быть вызвано разными причинами. Ключевую роль играют особенности высшей нервной деятельности ребенка и его реакция на стрессовые ситуации.
Одной из основных причин аффективного синдрома считается врожденная или приобретенная гиперреактивность дыхательного центра. Это означает, что отдел головного мозга, регулирующий дыхание, становится чрезмерно чувствительным к различным стимулам — эмоциональным, сенсорным, метаболическим (связанным с обменом веществ). В результате даже незначительный стресс вызывает неадекватную гипервентиляцию (учащенное и углубленное дыхание).
Другим важным фактором является вегетативная дисфункция — нарушение баланса между симпатическим и парасимпатическим отделами нервной системы, регулирующими работу внутренних органов. У детей с АРС часто отмечается повышенный тонус симпатического отдела, что проявляется склонностью к тахикардии (учащенному сердцебиению), гипергидрозу (повышенной потливости), вазоконстрикции (спазму сосудов).
Не менее значимую роль играют психологические особенности ребенка. Дети с высоким уровнем тревожности, эмоциональной лабильностью (нестабильностью), склонностью к соматизации стресса (телесному выражению эмоционального напряжения) имеют повышенный риск развития АРС.
По данным исследований российских ученых, в некоторых случаях частота приступов связана с железодефицитной анемией и дефицитом витамина В12.
Пусковыми факторами заболевания могут выступать различные психотравмирующие ситуации: конфликты в семье и школе, смена привычной обстановки, повышенные интеллектуальные и физические нагрузки, соматические заболевания. В некоторых случаях приступы гипервентиляции возникают вследствие подражания ребенка близким родственникам, страдающим подобными расстройствами (так называемый «эффект обучения»).
Нельзя исключить и роль наследственной предрасположенности. Известно, что дети, чьи родители страдали тревожными и соматоформными расстройствами (связанными с телесными проявлениями эмоционального неблагополучия), имеют повышенный риск возникновения аналогичных нарушений.
Аффективно-респираторный синдром проявляется в разных симптомах, которые могут отличаться по силе и сочетанию в зависимости от формы расстройства и индивидуальных особенностей ребёнка.
Основным признаком этого заболевания является гипервентиляция — учащенное и углубленное дыхание, которое не соответствует текущим потребностям организма. Во время приступа ребенок начинает дышать часто и глубоко, нередко с помощью дополнительных мышц (шеи и плечевого пояса). Продолжительность приступа может варьироваться от нескольких минут до часа и даже больше.
Во время гипервентиляции характерно ощущение нехватки воздуха, невозможности сделать полноценный вдох. Ребенок жалуется на «комок в горле», стеснение или боль в груди. Нередко отмечается зевота, обусловленная стремлением организма компенсировать респираторный алкалоз (повышение pH крови вследствие избыточного выведения углекислого газа при учащенном дыхании).
Гипервентиляция часто сопровождается выраженными вегетативными симптомами. К ним относятся тахикардия (учащенное сердцебиение), гипергидроз (повышенное потоотделение), тремор (дрожание конечностей). Могут отмечаться вазомоторные реакции — побледнение или покраснение кожи, ощущение жара или озноба.
В некоторых случаях на фоне АРС развиваются проявления гипокапнии — снижения уровня углекислого газа в крови. Ребенок жалуется на головокружение, неустойчивость походки, тошноту. Характерно ощущение «ватности» и покалывания в конечностях, обусловленное спазмом периферических сосудов.
При выраженной гипокапнии возможно развитие непроизвольных болезненных мышечных спазмов, чаще всего в кистях и стопах. В редких случаях гипервентиляция приводит к обморокам, судорогам, кратковременному нарушению сознания.
Приступы аффективно-респираторного синдрома часто сопровождаются выраженной эмоциональной реакцией — плачем, двигательным возбуждением, раздражительностью. Ребенок испытывает интенсивную тревогу, страх смерти. После окончания приступа нередко отмечается чувство разбитости, общей слабости.
Диагностика аффективно-респираторного синдрома — это сложный процесс, который включает в себя сбор полной истории болезни, физикальное обследование и проведение дополнительных тестов.
Главная цель — исключить органические проблемы с дыханием и нервной системой и подтвердить, что расстройство имеет функциональный характер.
Дифференциальная диагностика проводится с такими заболеваниями, как бронхиальная астма, гастроэзофагеальный рефлюкс, патология сердца и магистральных сосудов, эпилепсия, опухоли и травмы центральной нервной системы.
Тщательный анализ анамнеза, клинической картины и результатов обследования позволяет исключить эти состояния и подтвердить функциональный характер расстройства.
Лечение аффективно-респираторного синдрома должно быть комплексным и индивидуальным, учитывающим особенности клинической картины, возраст ребенка и наличие сопутствующих расстройств. Терапия направлена на купирование (прекращение) приступов, нормализацию эмоционального состояния и предотвращение рецидивов.
Первый шаг в лечении АРС — психологическая поддержка ребенка и его семьи. Важно разъяснить доброкачественный характер симптомов, отсутствие угрозы для жизни. Детей необходимо обучить приемам релаксации (расслабления) и правильного дыхания. Эффективны техники диафрагмального дыхания, при котором вдох и выдох осуществляются за счет движений диафрагмы, а не грудной клетки. Это позволяет избежать гипервентиляции и связанных с ней неприятных ощущений.
В острый период приступа рекомендуется использовать методику «бумажного пакета» — ребенку предлагают сделать несколько вдохов и выдохов в бумажный пакет, надетый на нос и рот. Это приводит к повышению концентрации углекислого газа во вдыхаемом воздухе и быстрому купированию симптомов гипокапнии (снижения уровня углекислого газа в крови).
При выраженных вегетативных проявлениях (сердцебиении, потливости, треморе) возможно применение седативных (успокаивающих) препаратов растительного происхождения — валерианы, пустырника, пиона. В более тяжелых случаях требуется назначение транквилизаторов (анксиолитиков) из группы бензодиазепинов, однако их использование должно быть строго ограничено по времени из-за риска привыкания.
Ключевую роль в лечении заболевания играет психотерапия. Наиболее эффективны методики когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), направленные на коррекцию неадаптивных мыслей и поведенческих паттернов (моделей поведения). Ребенка обучают навыкам распознавания и контроля тревоги, преодоления страхов, связанных с ощущениями в теле. Важно сформировать у него уверенность в способности справляться с приступами.
В некоторых случаях полезно вовлечение родителей в процесс терапии. Семейная психотерапия позволяет улучшить коммуникацию, снизить уровень тревоги и напряженности в семье. Родителей обучают правильному реагированию на приступы у ребенка, оказанию ему эмоциональной поддержки.
При наличии выраженных невротических и депрессивных симптомов назначаются антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС). Препараты повышают уровень серотонина в головном мозге и оказывают анксиолитическое (противотревожное) и тимоаналептическое (настроение-повышающее) действие. Однако их применение у детей должно быть строго обоснованным и проводиться под наблюдением врача.
Немедикаментозные методы лечения включают физиотерапию (электрофорез с седативными препаратами, массаж воротниковой зоны), иглорефлексотерапию, дыхательную гимнастику. Процедуры способствуют нормализации тонуса вегетативной нервной системы, улучшению кровообращения и трофики (питания) тканей.
Аффективно-респираторный синдром у детей, несмотря на функциональный характер, приводит к ряду осложнений, негативно влияющих на качество жизни ребенка и его семьи. Своевременное выявление и коррекция этих нарушений позволяет предотвратить их дальнейшее развитие и улучшить прогноз заболевания.
Одним из наиболее частых последствий АРС является нарушение социальной адаптации. Повторяющиеся приступы, сопровождающиеся выраженным страхом и дискомфортом, приводят к формированию избегающего поведения. Ребенок начинает бояться посещения школы, общественных мест, любых ситуаций, которые потенциально могут спровоцировать приступ. Это ведет к социальной изоляции, трудностям в общении со сверстниками и значительно ограничивает возможности личностного развития.
Другим распространенным осложнением является коморбидность (сочетание) с другими психическими расстройствами. У детей с аффективно-респираторным синдромом повышен риск развития тревожных отклонений — генерализованного тревожного расстройства, социальной фобии, панического расстройства. Эти нарушения характеризуются стойкой и чрезмерной тревогой, страхами, соматическими (телесными) симптомами. Кроме того, на фоне хронического стресса и ограничений, связанных с заболеванием, у некоторых детей развиваются депрессивные состояния разной степени выраженности.
АРС оказывает негативное влияние на когнитивное функционирование ребенка. Частые приступы гипервентиляции, которые сопровождаются гипокапнией (снижением уровня углекислого газа в крови), приводят к преходящим нарушениям концентрации внимания, памяти и мышления. Ребенок становится рассеянным, испытывает трудности при обучении и выполнении школьных заданий. В некоторых случаях эти проблемы ошибочно трактуются как проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или других нарушений развития.
У детей с тяжелым течением аффективно-респираторного синдрома зачастую развиваются соматические (телесные) осложнения, обусловленные хронической гипервентиляцией. К ним относятся кардиальный синдром (боли в сердце, нарушения ритма), синдром гипервентиляции (одышка, ощущение нехватки воздуха), гипокапническая тетания (непроизвольные болезненные мышечные спазмы).
Одним из серьёзных последствий является развитие ипохондрических установок и поведения, связанных с повышенной тревогой о здоровье.
Ребенок постоянно наблюдает за своим состоянием, концентрируется на неприятных ощущениях в теле и боится серьезных заболеваний. Из-за этого он часто и не всегда обоснованно обращается за медицинской помощью и требует дополнительных обследований.
В результате ребёнок становится «трудным пациентом», что негативно влияет на его отношения с врачами и может привести к полипрагмазии — одновременному назначению большого количества лекарств.
Профилактика аффективно-респираторного синдрома включает в себя меры, направленные на предотвращение как самого расстройства, так и факторов, способствующих его развитию. Важную роль в этом процессе играют родители, педагоги и медицинские работники.
Первичная профилактика АРС заключается в создании благоприятных условий для физического и психического развития ребенка. Это предполагает обеспечение стабильной и эмоционально теплой атмосферы в семье, отсутствие чрезмерных стрессовых нагрузок, соблюдение режима дня. Детям необходимо полноценное питание, достаточная физическая активность, регулярное пребывание на свежем воздухе.
Особое значение имеет ранняя диагностика и коррекция невротических и психосоматических расстройств. Родителям и педагогам следует обращать внимание на такие симптомы, как повышенная тревожность, страхи, нарушения сна и аппетита, жалобы на боли и дискомфорт в теле без видимых причин.
Вторичная профилактика направлена на предотвращение рецидивов (повторных эпизодов) расстройства у детей, уже имеющих это заболевание. Ключевую роль здесь играет обучение ребенка и его родителей методам купирования (прерывания) приступов. Детей необходимо научить технике диафрагмального дыхания, приемам мышечной релаксации (расслабления), визуализации приятных образов. Эти навыки помогают быстро справиться с начинающимся приступом и предотвратить его развитие.
Немаловажное значение имеет работа с семьей ребенка, страдающего АРС. Родителям следует избегать гиперопеки (чрезмерной заботы и контроля), не ограничивать активность детей из-за страха приступов. В то же время важно обеспечить им необходимую поддержку и понимание, не обесценивать их переживания.
На этапе реабилитации (восстановления) после купирования острых проявлений АРС необходима работа по социальной реинтеграции (возвращению в общество) ребенка. Важно постепенно расширять круг его активности, поощрять общение со сверстниками, участие в классных и внешкольных мероприятиях. При необходимости следует обеспечить дополнительную психолого-педагогическую поддержку в образовательном учреждении.
Список литературы: