Аффективно-респираторный синдром у детей

Статья проверена, медицинская информация верна

Команда авторов медицинского центра «XXI Век»
Обновлено 20 ноября 2025
  16 минут
  14047 просмотров

Аффективно-респираторный синдром у детей — сложное и многогранное состояние, известное под различными названиями, включая гипервентиляционный синдром, психогенную одышку, невротическую гипервентиляцию и синдром вздохов.

Все эти термины отражают тесную связь между эмоциональными и дыхательными нарушениями. В этой статье мы подробно рассмотрим этот синдром, его причины, симптомы и методы лечения.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Что такое аффективно-респираторный синдром?

Аффективно-респираторный синдром (АРС) у детей — это особое функциональное расстройство, в основе которого лежит нарушение регуляции дыхания на фоне психоэмоционального напряжения. Эта патология характеризуется приступами учащенного и углубленного дыхания (гипервентиляцией), которые часто сопровождаются чувством нехватки воздуха и тревогой. Подобные приступы могут возникать на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения.

Выделяют несколько клинических вариантов АРС синдрома у детей:

АРС чаще встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста, с пиком заболеваемости в 5–8 лет. По данным различных исследований, распространенность синдрома в детской популяции варьирует от 1 до 5%. Мальчики и девочки страдают с примерно одинаковой частотой, хотя некоторые специалисты отмечают небольшое преобладание лиц женского пола.

Следует подчеркнуть, что аффективно-респираторный синдром относится к функциональным расстройствам и не связан с органической патологией дыхательной или нервной систем. Однако он снижает качество жизни ребенка и требует комплексной коррекции с участием педиатра, психолога, невролога.

Своевременное распознавание АРС и адекватная коррекция позволяют достичь хороших результатов и предотвратить хронизацию расстройства. При благоприятном течении, большинство детей «перерастает» аффективно-респираторный синдром к подростковому возрасту.

Причины

Аффективно-респираторный синдром у детей — это расстройство, которое может быть вызвано разными причинами. Ключевую роль играют особенности высшей нервной деятельности ребенка и его реакция на стрессовые ситуации.

Одной из основных причин аффективного синдрома считается врожденная или приобретенная гиперреактивность дыхательного центра. Это означает, что отдел головного мозга, регулирующий дыхание, становится чрезмерно чувствительным к различным стимулам — эмоциональным, сенсорным, метаболическим (связанным с обменом веществ). В результате даже незначительный стресс вызывает неадекватную гипервентиляцию (учащенное и углубленное дыхание).

Другим важным фактором является вегетативная дисфункция — нарушение баланса между симпатическим и парасимпатическим отделами нервной системы, регулирующими работу внутренних органов. У детей с АРС часто отмечается повышенный тонус симпатического отдела, что проявляется склонностью к тахикардии (учащенному сердцебиению), гипергидрозу (повышенной потливости), вазоконстрикции (спазму сосудов).

Не менее значимую роль играют психологические особенности ребенка. Дети с высоким уровнем тревожности, эмоциональной лабильностью (нестабильностью), склонностью к соматизации стресса (телесному выражению эмоционального напряжения) имеют повышенный риск развития АРС.

По данным исследований российских ученых, в некоторых случаях частота приступов связана с железодефицитной анемией и дефицитом витамина В12.

Пусковыми факторами заболевания могут выступать различные психотравмирующие ситуации: конфликты в семье и школе, смена привычной обстановки, повышенные интеллектуальные и физические нагрузки, соматические заболевания. В некоторых случаях приступы гипервентиляции возникают вследствие подражания ребенка близким родственникам, страдающим подобными расстройствами (так называемый «эффект обучения»).

Нельзя исключить и роль наследственной предрасположенности. Известно, что дети, чьи родители страдали тревожными и соматоформными расстройствами (связанными с телесными проявлениями эмоционального неблагополучия), имеют повышенный риск возникновения аналогичных нарушений.

Симптомы

Аффективно-респираторный синдром проявляется в разных симптомах, которые могут отличаться по силе и сочетанию в зависимости от формы расстройства и индивидуальных особенностей ребёнка.

Основным признаком этого заболевания является гипервентиляция — учащенное и углубленное дыхание, которое не соответствует текущим потребностям организма. Во время приступа ребенок начинает дышать часто и глубоко, нередко с помощью дополнительных мышц (шеи и плечевого пояса). Продолжительность приступа может варьироваться от нескольких минут до часа и даже больше.

Во время гипервентиляции характерно ощущение нехватки воздуха, невозможности сделать полноценный вдох. Ребенок жалуется на «комок в горле», стеснение или боль в груди. Нередко отмечается зевота, обусловленная стремлением организма компенсировать респираторный алкалоз (повышение pH крови вследствие избыточного выведения углекислого газа при учащенном дыхании).

Гипервентиляция часто сопровождается выраженными вегетативными симптомами. К ним относятся тахикардия (учащенное сердцебиение), гипергидроз (повышенное потоотделение), тремор (дрожание конечностей). Могут отмечаться вазомоторные реакции — побледнение или покраснение кожи, ощущение жара или озноба.

В некоторых случаях на фоне АРС развиваются проявления гипокапнии — снижения уровня углекислого газа в крови. Ребенок жалуется на головокружение, неустойчивость походки, тошноту. Характерно ощущение «ватности» и покалывания в конечностях, обусловленное спазмом периферических сосудов.

При выраженной гипокапнии возможно развитие непроизвольных болезненных мышечных спазмов, чаще всего в кистях и стопах. В редких случаях гипервентиляция приводит к обморокам, судорогам, кратковременному нарушению сознания.

Приступы аффективно-респираторного синдрома часто сопровождаются выраженной эмоциональной реакцией — плачем, двигательным возбуждением, раздражительностью. Ребенок испытывает интенсивную тревогу, страх смерти. После окончания приступа нередко отмечается чувство разбитости, общей слабости.

Диагностика

Диагностика аффективно-респираторного синдрома — это сложный процесс, который включает в себя сбор полной истории болезни, физикальное обследование и проведение дополнительных тестов.

Главная цель — исключить органические проблемы с дыханием и нервной системой и подтвердить, что расстройство имеет функциональный характер.

  1. Первый этап — детальный опрос родителей и самого ребенка (если позволяет его возраст) о характере, длительности и провоцирующих факторах приступов. Важно уточнить наличие эмоциональных триггеров, сопутствующих вегетативных и психологических симптомов. Необходимо проанализировать семейный анамнез на предмет наличия тревожных и соматоформных расстройств у близких родственников.
  2. Физикальное обследование включает оценку общего состояния ребенка, параметров дыхания и сердечно-сосудистой системы. Во время приступа характерно учащение дыхания (тахипноэ) и сердцебиения (тахикардия), однако при осмотре в межприступный период эти показатели могут быть в норме. Важно обратить внимание на признаки вегетативной лабильности — повышенную потливость, мраморность кожи, тремор.
  3. Для исключения органической патологии проводится ряд инструментальных исследований. К ним относятся рентгенография грудной клетки, спирометрия (оценка функции внешнего дыхания), электрокардиография. При наличии неврологической симптоматики может потребоваться электроэнцефалография и магнитно-резонансная томография головного мозга.
  4. В некоторых случаях для верификации диагноза проводится проба с гипервентиляцией — ребенка просят часто и глубоко дышать в течение нескольких минут. У пациентов с АРС эта процедура обычно провоцирует типичный приступ с характерными респираторными и вегетативными проявлениями.
  5. Важную роль в диагностике играет оценка психологического статуса ребенка. С этой целью применяют специальные опросники и шкалы для выявления тревожности, депрессивных симптомов, соматизации. В сложных случаях необходима консультация психолога или психиатра.

Дифференциальная диагностика проводится с такими заболеваниями, как бронхиальная астма, гастроэзофагеальный рефлюкс, патология сердца и магистральных сосудов, эпилепсия, опухоли и травмы центральной нервной системы.

Тщательный анализ анамнеза, клинической картины и результатов обследования позволяет исключить эти состояния и подтвердить функциональный характер расстройства.

Лечение

Лечение аффективно-респираторного синдрома должно быть комплексным и индивидуальным, учитывающим особенности клинической картины, возраст ребенка и наличие сопутствующих расстройств. Терапия направлена на купирование (прекращение) приступов, нормализацию эмоционального состояния и предотвращение рецидивов.

Первый шаг в лечении АРС — психологическая поддержка ребенка и его семьи. Важно разъяснить доброкачественный характер симптомов, отсутствие угрозы для жизни. Детей необходимо обучить приемам релаксации (расслабления) и правильного дыхания. Эффективны техники диафрагмального дыхания, при котором вдох и выдох осуществляются за счет движений диафрагмы, а не грудной клетки. Это позволяет избежать гипервентиляции и связанных с ней неприятных ощущений.

В острый период приступа рекомендуется использовать методику «бумажного пакета» — ребенку предлагают сделать несколько вдохов и выдохов в бумажный пакет, надетый на нос и рот. Это приводит к повышению концентрации углекислого газа во вдыхаемом воздухе и быстрому купированию симптомов гипокапнии (снижения уровня углекислого газа в крови).

При выраженных вегетативных проявлениях (сердцебиении, потливости, треморе) возможно применение седативных (успокаивающих) препаратов растительного происхождения — валерианы, пустырника, пиона. В более тяжелых случаях требуется назначение транквилизаторов (анксиолитиков) из группы бензодиазепинов, однако их использование должно быть строго ограничено по времени из-за риска привыкания.

Ключевую роль в лечении заболевания играет психотерапия. Наиболее эффективны методики когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), направленные на коррекцию неадаптивных мыслей и поведенческих паттернов (моделей поведения). Ребенка обучают навыкам распознавания и контроля тревоги, преодоления страхов, связанных с ощущениями в теле. Важно сформировать у него уверенность в способности справляться с приступами.

В некоторых случаях полезно вовлечение родителей в процесс терапии. Семейная психотерапия позволяет улучшить коммуникацию, снизить уровень тревоги и напряженности в семье. Родителей обучают правильному реагированию на приступы у ребенка, оказанию ему эмоциональной поддержки.

При наличии выраженных невротических и депрессивных симптомов назначаются антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС). Препараты повышают уровень серотонина в головном мозге и оказывают анксиолитическое (противотревожное) и тимоаналептическое (настроение-повышающее) действие. Однако их применение у детей должно быть строго обоснованным и проводиться под наблюдением врача.

Немедикаментозные методы лечения включают физиотерапию (электрофорез с седативными препаратами, массаж воротниковой зоны), иглорефлексотерапию, дыхательную гимнастику. Процедуры способствуют нормализации тонуса вегетативной нервной системы, улучшению кровообращения и трофики (питания) тканей.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром у детей, несмотря на функциональный характер, приводит к ряду осложнений, негативно влияющих на качество жизни ребенка и его семьи. Своевременное выявление и коррекция этих нарушений позволяет предотвратить их дальнейшее развитие и улучшить прогноз заболевания.

Одним из наиболее частых последствий АРС является нарушение социальной адаптации. Повторяющиеся приступы, сопровождающиеся выраженным страхом и дискомфортом, приводят к формированию избегающего поведения. Ребенок начинает бояться посещения школы, общественных мест, любых ситуаций, которые потенциально могут спровоцировать приступ. Это ведет к социальной изоляции, трудностям в общении со сверстниками и значительно ограничивает возможности личностного развития.

Другим распространенным осложнением является коморбидность (сочетание) с другими психическими расстройствами. У детей с аффективно-респираторным синдромом повышен риск развития тревожных отклонений — генерализованного тревожного расстройства, социальной фобии, панического расстройства. Эти нарушения характеризуются стойкой и чрезмерной тревогой, страхами, соматическими (телесными) симптомами. Кроме того, на фоне хронического стресса и ограничений, связанных с заболеванием, у некоторых детей развиваются депрессивные состояния разной степени выраженности.

АРС оказывает негативное влияние на когнитивное функционирование ребенка. Частые приступы гипервентиляции, которые сопровождаются гипокапнией (снижением уровня углекислого газа в крови), приводят к преходящим нарушениям концентрации внимания, памяти и мышления. Ребенок становится рассеянным, испытывает трудности при обучении и выполнении школьных заданий. В некоторых случаях эти проблемы ошибочно трактуются как проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или других нарушений развития.

У детей с тяжелым течением аффективно-респираторного синдрома зачастую развиваются соматические (телесные) осложнения, обусловленные хронической гипервентиляцией. К ним относятся кардиальный синдром (боли в сердце, нарушения ритма), синдром гипервентиляции (одышка, ощущение нехватки воздуха), гипокапническая тетания (непроизвольные болезненные мышечные спазмы).

Одним из серьёзных последствий является развитие ипохондрических установок и поведения, связанных с повышенной тревогой о здоровье.

Ребенок постоянно наблюдает за своим состоянием, концентрируется на неприятных ощущениях в теле и боится серьезных заболеваний. Из-за этого он часто и не всегда обоснованно обращается за медицинской помощью и требует дополнительных обследований.

В результате ребёнок становится «трудным пациентом», что негативно влияет на его отношения с врачами и может привести к полипрагмазии — одновременному назначению большого количества лекарств.

Профилактика

Профилактика аффективно-респираторного синдрома включает в себя меры, направленные на предотвращение как самого расстройства, так и факторов, способствующих его развитию. Важную роль в этом процессе играют родители, педагоги и медицинские работники.

Первичная профилактика АРС заключается в создании благоприятных условий для физического и психического развития ребенка. Это предполагает обеспечение стабильной и эмоционально теплой атмосферы в семье, отсутствие чрезмерных стрессовых нагрузок, соблюдение режима дня. Детям необходимо полноценное питание, достаточная физическая активность, регулярное пребывание на свежем воздухе.

Особое значение имеет ранняя диагностика и коррекция невротических и психосоматических расстройств. Родителям и педагогам следует обращать внимание на такие симптомы, как повышенная тревожность, страхи, нарушения сна и аппетита, жалобы на боли и дискомфорт в теле без видимых причин.

Вторичная профилактика направлена на предотвращение рецидивов (повторных эпизодов) расстройства у детей, уже имеющих это заболевание. Ключевую роль здесь играет обучение ребенка и его родителей методам купирования (прерывания) приступов. Детей необходимо научить технике диафрагмального дыхания, приемам мышечной релаксации (расслабления), визуализации приятных образов. Эти навыки помогают быстро справиться с начинающимся приступом и предотвратить его развитие.

Немаловажное значение имеет работа с семьей ребенка, страдающего АРС. Родителям следует избегать гиперопеки (чрезмерной заботы и контроля), не ограничивать активность детей из-за страха приступов. В то же время важно обеспечить им необходимую поддержку и понимание, не обесценивать их переживания.

На этапе реабилитации (восстановления) после купирования острых проявлений АРС необходима работа по социальной реинтеграции (возвращению в общество) ребенка. Важно постепенно расширять круг его активности, поощрять общение со сверстниками, участие в классных и внешкольных мероприятиях. При необходимости следует обеспечить дополнительную психолого-педагогическую поддержку в образовательном учреждении.

Список литературы:

  1. Брязгунов И. П., Михайлов А. Н. Аффективно-респираторный синдром у детей: клиника, диагностика, лечение. // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. — 2015. — Т. 94, № 4. — С. 93–99.
  2. Зайцева О. В., Дьяконова Е. Н., Дьяконов И. Т. Гипервентиляционный синдром у детей и подростков: современные представления о патогенезе, диагностике и лечении. // Вопросы практической педиатрии. — 2018. — Т. 13, № 4. — С. 61–67.
  3. Иванов А. Ф., Черная Н. Л., Батожаргалова Б. Ц. Психовегетативные расстройства у детей и подростков: клинико-психопатологические аспекты. — М.: Медицинское информационное агентство, 2019. — 328 с.
  4. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей). — М.: Просвещение, 2011. — 142 с.
  5. Неудахин Е. В. Синдром вегетативной дисфункции у детей и подростков: патогенез, клиника, диагностика, лечение. // Практическая медицина. — 2016. — № 8 (100). — С. 26–30.
  6. Римарчук Г. В., Савельева-Кулик Н. А. Аффективно-респираторные приступы в детском возрасте: патогенез, клиника, терапия. // Вестник новых медицинских технологий. — 2017. — Т. 24, № 2. — С. 92–98.

Поделиться

Получите консультацию специалистов

Перицкий Андрей Владимирович
Перицкий Андрей Владимирович
Начмед по педиатрии
Якушкина Ирина Михайловна
Якушкина Ирина Михайловна
Педиатр, Нефролог
Перицкий Сергей Андреевич
Перицкий Сергей Андреевич
Педиатр, Эндокринолог
Молодых Екатерина Борисовна
Молодых Екатерина Борисовна
Педиатр, Гастроэнтеролог
Дуброва Наталья Михайловна
Дуброва Наталья Михайловна
Педиатр
Проклова Анна Вячеславовна
Проклова Анна Вячеславовна
Педиатр
Бирюкова Ольга Евгеньевна
Бирюкова Ольга Евгеньевна
Педиатр
Герасимова Светлана Валерьевна
Герасимова Светлана Валерьевна
Педиатр
Плешакова Наталия Вадимовна
Плешакова Наталия Вадимовна
Педиатр