Три месяца каникул, во время которых школьники набирались сил, позади и вновь наши дети возвращаются за парты. Для подавляющего большинства из них первый звонок учебного года и все, что за ним последует, является стрессом, в результате которого могут обостриться хронические заболевания.
- Наблюдается увеличение простудных заболеваний. Особенно часто они проявляются у детей, которые часто ими болеют или не посещали детский сад и первым большим коллективом, в который они попадают, становится школа.
Кроме этого, обостряются или проявляются патологии желудочно-кишечного тракта. Такие заболевания дифференцируются, как «острые», связанные с несоблюдением правил гигиены, и «хронические». Для профилактики заболеваний первой группы родителям необходимо научить детей элементарным правилам личной гигиены. А для предотвращения обострения хронических заболеваний, нужно проследить за соблюдением режима питания.
Перед началом учебного года нужно заранее (за две недели, дней за десять) готовить ребенка к тому режиму, по которому он будет жить ближайшие 9 месяцев. Летом дети ложатся и встают поздно. Постепенный переход на «школьный» режим защитит первоклассника и старшеклассника от стресса.
Малыши 6-7 лет привыкли к определенному режиму питания. В школе они живут по расписанию, поэтому, каждый день, когда вы отправляете ребенка учиться, нужно накормить его «с заделом» на ближайшие 3-4 часа. Самым лучшим завтраком остается банальная каша. Необязательно закармливать сына или дочку, главное, чтобы школьник получил горячее питание. Кроме этого, в меню может входить бутерброд, чашка горячего чая, какао, кому как привычней.
Родители должны позаботиться о том, чтобы дети имели возможность поесть в 12.00-13.00. Возможности для организации питания есть в каждой школе. Вечером, если школьник ложиться спать в 21.00-22.00, то он должен поужинать не позднее 19.00. Ужин должен быть легко усвояем.
- Прежде всего, причиной является стресс. У первоклассников он вызван новыми встречами с преподавателями, с детьми. Это может существенно ослабить нервную систему. Поэтому, как результат, кроме соматических заболеваний могут иметь место проявления психических реакций.
Поэтому, когда родители отправляют своих детей в школу, они должны осознавать: соответствует ли та нагрузка, которая «наваливается» на ребенка в гимназии или школе, его физическим возможностям. Перед выбором гимназии с углубленным изучением чего-либо, я рекомендую посоветоваться со специалистами.
Ребенок, который идет в школу впервые, проходит обследование у всех специалистов. По результатам осмотра составляется медицинская карта. Каждый первоклассник проходит осмотр у невропатолога, хирурга-ортопеда, окулиста, ЛОРа, стоматолога и педиатра. Дети постарше тоже должны проходить ежегодное обследование.
По его результатам родители получают рекомендации от каждого специалиста. Для детей с проблемами зрения: рекомендации по выбору очков, по определенному режиму чтения или максимальная дальность, на которой он может находиться от доски (первая или вторая парта). Детям с ортопедическими патологиями даются рекомендации: какими видами спорта лучше заниматься, какие упражнения делать. Если ребенок имеет какие-то ЛОР патологии, то перед школой полагается провести ряд профилактических мероприятий. Особенно это касается детей с с аденоидами или хроническим тонзиллитом. Осмотры у ЛОРа как раз лучше всего проводить осенью или весной.
- Всегда нужно обращать внимание на учебное место ребенка. В школе парты должны быть подобраны в соответствии с ростом ребенка. Стоит обратить внимание на подготовленность стола и дома. Правильность рабочего места измеряется по следующей схеме: ребенок встает и на высоту вытянутой руки опускает ладонь. Вот на таком уровне должна быть высота столешницы. И высота стула тоже должна быть такой, чтобы ребенок сидел опираясь на обе стопы. Обратите внимание на то, как падает свет на рабочий стол вашего чада. В зависимости от того, правша или левша школьник, свет должен падать со стороны противоположной рабочей руки ребенка. Если ребенок правильно сидит за правильно подобранным столом, то он избежит сколиоза, который сегодня не редко наблюдаются у учеников начиная с 4-го класса. Если ребенок ходит в школу с рюкзаком, то лучше купить изделие с жесткой спинкой, мягкими заплечниками. Рюкзак должен быть хорошо подтянут, чтобы плечи во время движения у его обладателя были развернуты.
Категорически не советую заставлять ребенка таскать тяжелые рюкзаки. За этим должны следить родители.
- Первые несколько недель после окончания каникул детям сложно втянуться в работу. Их не стоит нагружать, хотя именно в сентябре родители стараются определиться с возможными дополнительными нагрузками, записывая ребенка в различные кружки и секции. В первое полугодие, особенно это касается первоклассников, этого делать не стоит. Даже детей постарше нужно медленно вводить в рабочий темп. Ребенку необходимо время на адаптацию, чтобы не было стресса.
- В вашей практике были ли какие-нибудь особые случаи, связанные с заболеваниями в этот период?
- Если детям некомфортно в школе и процесс обучения проходит не гладко, это отвращает от учебы. Поэтому, ради того, чтобы не ходить в школу, дети могут симулировать недомогание. Хотя часто на фоне стрессов обостряются детские хронические заболевания. Поэтому в этот период нужно быть особенно внимательными, подбадривать своих детей. По поводу преодоления стресса у ребенка лучше поговорить с психологом. Благо сейчас у нас появилась такая служба. Психолог может помочь ребенку, у которого сложно проходит период адаптации.
- Что вы можете сказать о пользе прогулок на свежем воздухе и витаминов?
- Сейчас в школах щадящий режим, у первоклассников уроки по 30 минут, увеличено количество уроков физкультуры, первые пол-года не задают домашнее задание на дом. Поэтому ребенок, придя домой, не должен садиться перед телевизором или за компьютер. Самое правильное - провести с ним час, полтора на свежем воздухе. Это очень важно. В дальнейшем, с наступлением холодного времени года стоит пройти курс приема поливитаминов «мультитабс», «имуно био кидс» и т.д.