Ребенок и больница

По статистике, каждому второму ребенку в возрасте до 15 лет хоть раз, но приходится лежать в больнице. Нужно понимать, что чаще всего к госпитализации прибегают в ситуациях, когда поликлиники не могут обеспечить больному необходимый объем обследования и лечения. С какой радостью слышит мама слова врача о том, что "и дома можно полечиться"! Но уж если врачи настаивают на госпитализации, возьмите себя в руки и соглашайтесь.

В большинстве случаев родителям предоставляется выбор: лечиться дома или положить ребенка в специализированный стационар. Например: у ребенка приступ бронхиальной астмы и лекарство ему необходимо получать через специальный ингалятор (небулайзер), тогда маме предлагают госпитализировать ребенка. В данном случае есть альтернатива: мама может сама купить аппарат в аптеке и под контролем врача ребенок будет получать лечение дома. Так же при неосложненных формах бронхопневмонии, вирусных и бактериальных инфекциях можно лечиться дома под Вашим наблюдением и наблюдением Вашего доктора.

Но, к сожалению, бывают ситуации, когда госпитализация необходима, например, когда у ребенка тяжелое острое заболевание, и он требует постоянного медицинского наблюдения. Когда произошло обострение хронической болезни, когда диагноз недостаточно ясен и нужно пройти специальное обследование и получить курс лечения именно в больнице. А иногда болезнь может принять такой поворот, что будут важны минуты. Конечно, в этот момент лучше быть в стационаре под присмотром опытных врачей. Во всех этих ситуациях окончательное решение вы примете, посоветовавшись с лечащим врачом. Здесь большую роль играют отношения между родителями ребенка и лечащим доктором, ведь если существует доверие, то вопрос ЗАЧЕМ? не прозвучит.

Очень важно, чтобы дети наблюдались одним доктором с рождения, или это участковый, или личный доктор, т.к. тогда врач знает склонность ребенка к тому или иному заболеванию, какие можно ждать осложнения, какие препараты можно назначить, а какие нельзя. В этом случае мамы, как правило, полностью доверяют врачу.

Когда нет доверия, родители иногда прибегают к самолечению, а это не всегда ведет к ожидаемому эффекту. Пример: Ребенок переносит бронхит (острая стадия) и бабушка ставит ему горчичники, в результате- резкое ухудшение состояния и двусторонняя бронхопневмония как осложнение. Конечно бабушка хотела помочь, но без совета врача не стоит делать каких либо манипуляций, ведь здесь госпитализации можно было избежать.

Необходимо понимать, что залогом успешного лечения является спокойное и здравое отношение родителей и ребенка к факту госпитализации. Переживания родителей понятны и закономерны, но эмоции не должны выражаться криком, суетой, агрессией, что часто происходит во время госпитализации ребенка и является дополнительным стрессом для него. Некоторые родители, наоборот, настолько напуганы, что совершенно самоустраняются в такую критическую для ребенка минуту, и малыш остается один на один со своими страхами. А ведь родители - авторитет для детей, и если они так настроены, значит в больнице плохо и страхи малыша обоснованы? Часто негативное отношение родителей к госпитализации формирует чувство вины у ребенка за свою болезнь, за создание лишних проблем взрослым. Очень важно вовремя заметить такое настроение ребенка и рассеять его страхи.

К сожалению, мы часто встречаем, что больницами пугают непослушных детей. И врач воспринимается ребенком, как кто-то очень злой, плохой, а сам факт госпитализации не как необходимый для здоровья, а как наказание. Никогда не пугайте ребенка больницей. Не создавайте проблем на будущее, ведь редко какой малыш вырастает, ни разу не попав в стационар.

Родителям необходимо внутренне собраться, успокоить ребенка, продумать, какие вещи ему будут необходимы в больнице (документы свои и ребенка, медицинскую карту и выписки из других больниц, туалетные принадлежности, одежду, в которой малышу будет комфортно, тапочки, посуду; если ваш ребенок получает постоянно какие - либо лекарства или специальное питание - обязательно возьмите с собой и обратите на это внимание медицинского персонала!). Начните собирать вещи вместе с ребенком, и обязательно положите некоторые символы комфорта из дома - фотографии членов семьи, домашних животных или одноклассников, они могут помочь создать "домашнюю" обстановку в больнице. Пусть он возьмет с собой любимую игрушку или книжку, пижаму, в которой он привык спать.

Желательно, чтобы психологическая подготовка к госпитализации ребенка начиналась родителями еще на догоспитальном этапе. Пример: Если ваш ребенок госпитализируется в хирургическое отделение надо объяснить, что какое-то время он будет спать (наркоз), после операции может быть ограничение движений, специальное питание (жидкая пища). Если ребенок поступает в инфекционную клинику, то у него не будет возможности часто общаться с другими ребятами, т.к. он будет лежать в отдельной комнате (бокс). Перед обследованиями (анализом крови), рассказать, что такое кровь, зачем она нужна и т.д. Важно, чтобы ребенок имел хотя бы минимальные для своего возраста знания о своем теле, здоровье и том, что сейчас с ним происходит в связи с болезнью. Представление о болезнях дети получают от родителей, сверстников и именно от правильности этих представлений зависит отношение к заболеванию. Проведенная родителями психологическая подготовка, без сомнения, оказывает благотворное влияние на ребенка и помогает легче перенести стрессовую ситуацию.

Постарайтесь оптимистически настроить ребенка. У детей очень развита интуиция, их практически невозможно убедить в том, в чем вы сами не уверены. Поэтому вначале проанализируйте свои собственные эмоции и запретите себе установку: больница - боль, страх, опасность. Замените ее на: больница - помощь, облегчение, выздоровление. Ваша уверенность и спокойствие передадутся вашему сыну или дочери. Ненавязчиво побеседуйте с ребенком о предстоящей госпитализации. Школьникам можно объяснить, что болезнь не катастрофа, а своеобразный экзамен на мужество и стойкость. Скажите ребенку, что вы постоянно будете думать о нем и всегда готовы прийти к нему на помощь. Продумайте и обсудите, как по мере возможности вы будете поддерживать связь. Очень важно, чтобы Ваше естественное волнение за исход лечения не передавалось ребенку. Напротив, родители должны постараться внушить ребенку, что, попав в больницу, он не останется один, что они всегда будут рядом и ни в коем случае, в его присутствии, не высказывать сомнения в благополучном исходе.

Адаптационные процессы в условиях стационара у детей протекают индивидуально. Оказалось, что дети, посещающие детские сады, ясли, легче привыкают к больничным условиям, отличаются более спокойным поведением. Также процесс адаптации зависит от того болел ли ребенок раньше, какова степень тяжести заболевания, впервые или же повторно он находится в больнице, каков возраст малыша, бывал ли он раньше вдали от семьи и т.д. Большое влияние оказывают и собственные прошлые переживания боли, дискомфорта, опасений за свою жизнь или здоровье (из-за ограничения активности или отрыва от родителей и сверстников в связи с болезнью).

Зачастую все проходит сравнительно безболезненно в силу наличия внутренних резервов ребенка и правильного поведения родителей.

Вполне нормально, если период адаптации в стационарном отделении проходит за 3 - 5 дней. Нет причин для беспокойства, если в первые дни ребенок несколько насторожен, просится домой, не сразу идет на контакт с ровесниками. Чрезмерная опека и склонность родителей драматизировать ситуацию могут только навредить. С другой стороны, не стоит оставлять малыша наедине с его проблемами. Нельзя допустить, чтобы он почувствовал себя покинутым и ненужным. Постарайтесь не зацикливаться на теме болезни и лечения, ведь жизнь продолжается. Расспросите ребенка о том, с кем он подружился, что нового узнал, чем занимается в свободное время. Пусть все ваши сомнения относительно эффективности лечения останутся при вас. Не перегружайте больного своими сомнениями и страхами. Как не помогает лекарство, в котором сомневаешься, так не поможет и врач, которому не доверяешь.

В разговоре с ребенком акцентируйте внимание на позитивных моментах пребывания в больнице. Подумайте, за что можно было бы его похвалить: мужественно переносит процедуры, не балуется, сумел с кем-то подружиться, нарисовал хорошую картинку и т.п. Расскажите, что врач и медицинская сестра самые главные люди в больнице и они будут добры и внимательны к нему. Можно сказать, например, что врач посветит зеркалом в горле и полечит его специальными инструментами. Это хоть и полуправда, но не обман. Или объяснить ребенку, для чего нужна госпитализация, мальчик будет расти крепким и станет космонавтом или моряком; а девочка будет красивой и здоровой, а когда он вернется домой, то будет совсем здоров и сможет, как и раньше, бегать и играть со сверстниками. Проводите его в палату, посидите с ним, скажите, в какое время придете завтра, и обязательно сдержите слово.

После предварительной подготовки родителями, ребенок как бы передается "с рук на руки" врачу и естественно, первая встреча врача с ребенком должна происходить в присутствии родителей. Длительность собеседования должна определяться возрастом ребенка, характером имеющейся патологии и особенностями предстоящего лечения.

Общаясь с ребенком во время первичного осмотра, врач должен изъясняться просто, понятно для ребенка, проявлять доброжелательность, заверить его, что в больнице ему ничего не угрожает. Ребенка сразу располагает к себе улыбающийся врач, который обращается к нему по имени и предлагает поговорить, подружиться. Хорошо, когда врач привлекает к беседе других детей, делает из них своих единомышленников, свидетелей и помощников, а своему подопечному "поднимает авторитет". Не следует уходить от ответа, если ребенок интересуется, что ему будут делать. Простым и доступным для ребенка языком объяснить предстоящие ему процедуры, рассказать для чего это нужно.

Детский врач любой специальности должен всегда помнить, что госпитализация и последующие медицинские процедуры могут стать причиной серьезных психо - эмоциональных расстройств у детей (страхи, ночной энурез и др.). Длительность и выраженность подобных расстройств определяется различными факторами, наиважнейшим из которых является возраст ребенка. Вероятность психической травмы, безусловно, возрастает, если по характеру малыш робок, необщителен. Даже простейшие процедуры, манипуляции вызывают у него обиду, гнев, агрессивность. Действия врачей он расценивает как насилие. Таким детям необходимо особое внимание и забота, им очень важно постоянное присутствие кого - либо из близких, возможно потребуется вмешательство детского психолога.

Постарайтесь вести себя так, чтобы малыш воспринял больницу не как наказание, а как место, где ему помогут скорее выздороветь и вернуться к обычной жизни. Формируйте позитивное отношение, как к улучшению состояния здоровья, так и к работе врачей. Объясните ребенку объективную необходимость врачебного вмешательства.

Из больницы Вы вернетесь под контроль своего лечащего врача. Доктор назначит необходимые процедуры для восстановления (ФТЛ, массаж, лечебная физкультуру, контрольные анализы), посоветует маме как правильно организовать режимы дня и питания, назначит при необходимости диету. Если маму что-то беспокоит, то ваш врач не оставит вас одних с этими проблемами.

С собой необходимо взять:

При наличии у вашего ребенка аллергии, каких - либо хронических заболеваний, необходимости какой - либо специфической терапии обязательно проинформируйте лечащего врача и другой медицинский персонал. Необходимо помнить, что комфортное пребывание ребенка в больнице, можно обеспечить только совместными усилиями родителей и медицинского персонала.