Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причин этому достаточно много, главная из которых заключается в том, что взрослые в наше время направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.
Взрослые часто спрашивают: разве так сложно определить, грустит человек или радуется? Удивляет его тот или иной предмет или вызывает отвращение? Да, дорогие взрослые, для ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь передача эмоций – это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. По моим наблюдениям, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных внутренних состояниях человека и их проявлениях.
Очень часто в семейном воспитании детей младенческого возраста главным становится соблюдение режима, проведение гигиенических и медицинских процедур. Психологическая сфера жизни младенца остается как бы на втором плане, сопровождая физиологические процессы созревания.
Медиков в первый год жизни ребенка больше всего интересует прирост, привес, количество зубов, умение ребенка самостоятельно садиться и т.д. Но редко кто спрашивает у матери, как малыш общается со взрослым, что его радует, что ему нравится, что он уже понимает и умеет. Психическое развитие младенца не происходит само по себе по мере роста ребенка. Для того, чтобы малыш научился видеть и с интересом воспринимать окружающий мир, радоваться близким людям, говорить и думать, нужны особые условия. Одного ухода недостаточно. Уже с первых месяцев жизни младенца перед взрослыми встает задача целенаправленно развивать слух, движения, зрение маленького человека, воспитывать его, активно вводя в мир человеческих предметов и отношений.
Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться и с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает нам возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить нашими словами, мыслями, поступками и чувствами, и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
И еще – вы когда-нибудь наблюдали за тем, как мамы или папы забирают своих детей из группы детского сада? Или как они идут со своими малышами домой? Дорогие родители, остановитесь на минутку, отложите мобильные телефоны и прислушайтесь к тому, что хочет рассказать ваш малыш. Поговорите с ним, пошалите, побалуйтесь, просто посмейтесь! Вспомните, что вы тоже когда-то были детьми и, возможно, вам так не хватало внимания со стороны ваших родителей.
Ниже вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры и сказочные истории, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Взрослый: бросает мячик ребенку «(имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?». Малыш ловит мяч и говорит: «Я радуюсь, когда…»
Эту игру можно разнообразить, предложив ребенку рассказать, когда он огорчается, удивляется, боится. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях с вами и со сверстниками.
Взрослый дает зеркало ребенку и предлагает ему посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!» После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Наблюдение. Некоторые дети изображают подобие улыбки. На это необходимо обратить особое внимание.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае упражнение лучше повторить спустя какое-то время.
Это упражнение можно разнообразить, предложив малышу показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам, он читает сказку:
«Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.
Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и …. увидел в раковине много грязной посуды. «Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды», - подумал малыш. – «Может, я справлюсь с этой работой?» И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. «Посмотри, мама, я сделал тебе подарок», - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: «Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!» А котенок тоже улыбался – оказывается, так приятно доставить кому-то радость».
После чтения сказки взрослый предлагает ребенку изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы малыш прочувствовали радость от того, что помог маме. В конце упражнения можно еще раз обратить внимание на то, как приятно сделать что-то для другого человека.
Это упражнение лучше выполнять, сидя на ковре. Можно вспомнить ситуации, когда ребенку было страшно. Взрослый «ищет» в каждой страшной истории что-то смешное. В конце можно включить запись смеющегося человека и вместе похохотать от души.
Наблюдение: дети очень любят это упражнение. Оно поднимает настроение и способствует снятию зажатости как на физическом, так и на психологическом уровне.
Взрослый предлагает послушать историю про Ежа и Лягушку: «Договорились как-то Еж и Лягушка вместе позавтракать. Ранним солнечным утром они встретились на полянке. Лягушка принесла на тарелочке много мух и комаров, которых она наловила для своего друга накануне, а Ежик в качестве угощения приготовил грибы и ягоды. Каждый из них хотел порадовать другого. Но, когда Лягушка поставила на пенек тарелку, Еж воскликнул: «Ой, да разве это можно есть? Ну и гадость! И где ты только это взяла?» «Ну это же так вкусно! – недоумевала Лягушка. – Я выбрала самое лучшее, посмотри какие они жирненькие!» Долго еще был слышен в лесу их спор, который так ничем и не закончился. Они не знали одного: у каждого свои вкусы. И то, что любит один, другому может совершенно не нравится».
После того, как взрослый прочитал историю, он обсуждает вместе с ребенком эту ситуацию, не забывая обращать внимание на эмоцию «отвращение», которую выразил Ежик, увидев угощение Лягушки. Этюд можно проиграть и в конце еще раз обратить внимание на то, что у всех разные вкусы и их надо уважать.
«В семье медведей родился маленький медвежонок. С детства он был очень подвижный: любил бегать, прыгать, играть с мячиком. Однажды медвежонок решил пойти погулять в лес. На полянке встретились ему бельчата, которые строили из досочек дом для птицы. «Давайте помогу, - воскликнул медвежонок. – Я тоже умею работать молотком». Он выхватил у бельчонка молоток и ударил им по гвоздю. Да силы то не рассчитал – развалился домик. «Ну, извините», - сказал медвежонок и как ни в чем не бывало побежал дальше. У речки ему повстречался барсучонок, который помогал маме полоскать белье. «Я тоже хочу вам помочь, - закричал медвежонок». С этими словами он выхватил у барсучонка носочки, нагнулся над водой и со всей силы стал размахивать ими. Да не увидел, что вода в речке текла быстро, носочки то и выпустил. «Ну, извини», - сказал медвежонок и, не дожидаясь того, что ответит барсучонок, весело напевая песенку, побежал дальше. Около домика Зайцев он увидел маленького зайчонка, который полол траву. «Давай помогу, - улыбнулся медвежонок. – Вдвоем мы быстрее справимся». «Только аккуратнее, - сказал зайчонок. – Здесь морковка растет, постарайся ее не выдернуть». «Да, ладно тебе, я ведь на все руки мастер», - с этими словами медвежонок начал проворно выдергивать сорняки. Когда зайчонок посмотрел, как поработал медвежонок, у него на глаза навернулись слезы: «Что скажет мама? Ведь ты выдернул не только траву, но и морковку!» «Ну, извини», - сказал медвежонок и побежал домой. С тех пор лесные звери перестали общаться с медвежонком. А он так и не понял почему».
Взрослый обсуждает с ребенком эту историю и еще раз обращает внимание на то, что каждое дело надо делать старательно, и, если ты виноват в чем-то, то слово «извини» должно идти от сердца, и тогда ты не попадешь в такую ситуацию, как это было с медвежонком.
С помощью данных игр можно развивать не только эмоции, но и внимание, память, мышление, воображение детей. Отправляясь на прогулку, запаситесь разными маленькими историями на выражение эмоций, например, таких.
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы…
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик (горе). «Тише, Танечка, не плачь — Не утонет в речке мяч!»
Уважаемые взрослые, помните, что от вас зависит всестороннее развитие окружающих вас детей. Превратите каждый день в интересную игру не только для малышей, но и для себя, получайте удовольствие от общения с ними и тогда ваше настроение всегда будет на высоте. А от этого выиграют абсолютно все!
«Дети ведут нас на высшие уровни развития человеческого духа…» М.Монтессори